Зачем нужно самовнушение и как оно работает?

Про самовнушение ходит много мифов. И то, что самовнушения вовсе не существует. И то, что оно работает только у тех, кто в него верит. И то, что для самовнушения нужно быть профессиональным гипнотизером. Но на самом деле это всё вовсе не так. Потому что самовнушение – это то, чем мы все занимается с утра до вечера.

Что я имею в виду? Я имею в виду, что КАЖДАЯ НАША МЫСЛЬ ЯВЛЯЕТСЯ САМОВНУШЕНИЕМ. Когда мы что-то думаем, мы это себе внушаем. Всегда. Каждая наша мысль тем или иным образом отражается на нашем поведении.

То есть, говорить о том, чтобы «начать заниматься самовнушением», бессмысленно. Потому что мы уже им постоянно занимаемся. Задача в другом – начать внушать себе что-то полезное.

А что себе можно внушать? Да всё что угодно! Ограничений нет вообще. Ну то есть совсем. Единственное – внушать себе можно только то, на что вы в принципе можете быть способны, остальное, понятное дело, не сработает. Но всё дело в том, что человек обычно способен на намного большее, чем он привык о себе думать.

А какие правила самовнушения? А их тоже нет! Популярные мифы о «вреде частицы не», «фразы должны быть только в настоящем времени», «внушение должно быть позитивно» — это всего лишь мифы. Каждая наша мысль влияет на нас. Каждая! Поэтому никаких ограничений нет.

Фактически, единственным критерием самовнушения является его результат. Потому что нельзя точно сказать, как лично на вас подействует какое самовнушение. Надо пробовать, экспериментировать. Практика – критерий истины.

Конечно, в большинстве случае внушать себе надо что-то полезное. Потому что глупо, согласитесь, внушать себе что-то вредное. Мы и так часто внушаем себе что-то вредное – просто по привычке. Имеет смысл начать внушать себе что-то другое.

Еще один плюс самовнушения – в том, что оно страхует нас от внушения извне. Ведь если мы не умеем сознательно внушать себе полезные нам мысли и некритично воспринимаем чужие мысли – то мы привыкнем думать чужие мысли, а значит, чужие внушения. Конечно, чужие внушения тоже бывают полезными. Но лучше, понятное дело, сознательно контролировать, что внушать себе, а что нет.

Даже удивительно, кстати, что многие верят, что никаких внушений и самовнушений не существует. И это при том, что каждый является продуктом своей культуры и его голову населяют те мысли, которые ему говорили люди, окружавшие его с детства. Мышление человека, выросшего в России, Афганистане или Швеции очевидным образом отличается. И его поведение, соответственно – тоже.

Еще более ярким примером внушения являются различные секты. Многократно было доказано на практике, что в закрытой секте человеку можно внушить почти всё что угодно. Если он позволяет внушать себе всё подряд, конечно.

Короче говоря, внушения – это просто наши мысли. И они, как внушения, влияют на наше поведение. Поэтому думать лучше так, чтобы наше поведение стало лучше.

Можно внушать себе, что надо быть добрее. Можно внушать себе, что надо быть умнее. Можно внушать себе, что надо быть работоспособнее. Можно внушать себе, что надо быть здоровее. Можно внушать себе, что надо учиться общаться с людьми. Можно внушать себе, что надо стать более успешным, чем сейчас. И это будет работать!

Поэтому – начните, наконец-то, внушать себе что-нибудь полезное. Убеждайте себя. Уговаривайте себя. Приказывайте себе. Всё что угодно. Ограничений – нет.

© Дмитрий Лейкин (http://dmitry-leykin.ru)

Что такое воля и зачем она нужна?

«Мне не хватает силы воли» — одна из самых популярных проблем современного мира. И эта проблема не надуманная, она на самом деле есть. Лень, прокрастинация, депрессия – это всё проблемы «отсутствия воли». Но отчего эта проблема вообще возникает? А очень просто – от того, что люди не понимают, что же такое воля, как она работает и зачем нужна. А ведь это очень просто. И в этой статье я вам это объясню.

Итак, в первую очередь я дам определение воли. Вот оно:

ВОЛЯ – ЭТО СПОСОБНОСТЬ ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО НЕПРИЯТНО ПРЯМО СЕЙЧАС И НЕ ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО ПРИЯТНО ПРЯМО СЕЙЧАС.

Всё. Это самая главная мысль. Всё остальное – это ее следствие.

Прежде всего, давайте поймем, зачем вообще нужно отказываться от того, что приятно прямо сейчас. Ведь оно же приятно? Зачем отказываться?

А вот зачем. Существует два вида желаний, целей, потребностей – краткосрочные и долгосрочные. И они друг другу противоречат. Невозможно одновременно достигнуть краткосрочной и долгосрочной цели. Невозможно развалиться в кресле и накачать мышцы. Невозможно целыми днями сидеть «Вконтакте» и хорошо сделать свою работу. Невозможно съесть пирожное прямо сейчас и похудеть к лету.

Причем долгосрочные цели зачастую важнее, ценнее, интереснее краткосрочных. Будь это не так, никакая воля была бы не нужна. Но долгосрочные цели действительно часто важнее. Поэтому воля необходима. Ведь воля – это и есть способность отказаться от краткосрочных целей ради долгосрочных. И всё.

Теперь я отвечу на вопрос: как же тогда развивать свою волю? Как же тогда увеличивать ту самую «силу воли»?

А именно так и развивать – применяя. То есть делая то, что неприятно и не делая то, что приятно. Всего-навсего.

И это действительно просто! Ведь, если вы являетесь слабовольным человеком (а в противном случае вы вряд ли бы стали читать эту статью), то вы, собственно, только и делаете то, что вам приятно. И не делаете то, что вам неприятно.

Соответственно, в каждый момент времени, когда вы начнете делать то, что вам приятно прямо сейчас, но бесполезно в будущем – не делайте этого. И при этом старайтесь постоянно делать то, что вам неприятно прямо сейчас, но станет полезно в будущем. Это и есть – развитие воли.

Вначале это покажется абсурдным. Ну как же это – делать не то, что приятно? Но это действительно возможно, потому что воля все-таки существует. Мы действительно способны отказываться от сиюминутной выгоды ради чего-то большего. Надо просто чаще задействовать эту способность.

Воля – это воистину великая вещь. Фактически, не будь у нас воли, мы бы никогда не стали отличаться от всех остальных животных. Ведь все животные, кроме человека, практически всегда делают только то, что приятно прямо сейчас. Они не способны отказаться от сиюминутной выгоды ради далекой цели. Они, строго говоря, вообще не способны вообразить никаких целей, кроме тех, что предусмотрены их врожденными инстинктами. И даже дрессированные животные дрессируются только человеком. Само себя животное выдрессировать не может. А вот человек – может.

И, что самое важное. Хоть во время тренировки силы воли мы и отказываемся от приятного, мы в результате получаем куда больше удовлетворения, чем от этого самого приятного. Мы выходим на следующий уровень удовлетворения. На уровень удовлетворения от того, что мы преодолели собственные сиюминутные порывы.

Нужно ли задействовать волю всегда? Пожалуй, нет. Безусловно, нередко сиюминутное удовольствие действительно достойно того, чтобы его получить. Но если такое удовольствие вы получаете, а счастья от этого нет – значит, вам нужно нечто большее. И тогда вам надо отказаться от этого удовольствия. И сделать то, что подобного удовольствия не дает, зато заставляет чувствовать себя человеком.

Это и есть – воля.

© Дмитрий Лейкин (http://dmitry-leykin.ru)

Почему полезно думать о желаниях и как это лучше делать?

Говорят, что от желаний сплошные проблемы. Возможно, это и так, но если желаний нет – проблем еще больше. Потому что без желаний жизнь лишается всякого смысла и всякой цели. Поэтому лучше, чтобы желания были. А чтобы желания были, надо о них думать.

Вообще, распространено мнение, что если у человека есть желание, то он и так это знает. Но по своему опыту я могу сказать, что это вовсе не так! Разве что самые примитивные, физиологические желания мы ощущаем сразу. А более сложные желания мы больше придумываем, чем чувствуем. Желания – это тоже своего рода творчество, их придумывать надо.

При этом совершенно не нужно ограничиваться в этих мыслях. Напротив, чем больше желаний – тем лучше! Потому что если желаний много, у вас в любой момент будет возможность какое-либо желание достигать.

Кроме того, именно в процессе обдумывания у нас появляется возможность четко сформулировать, чего же мы, собственно, хотим. Потому что если мы «чего-то хотим, а чего – не знаем», то такое желание просто нереально реализовывать. Потому что непонятно, что именно реализовывать.

Желания бывают разные. Бывают большие желания и маленькие. Близкие и далекие. Простые и сложные. Свои и общественные. Материальные и моральные. Короче говоря – какие угодно. И имеет смысл обдумывать все.

Вообще, желательно в каждый момент времени желать несколько вещей сразу. Тогда можно комбинировать разные желания. Так сказать, желать приятное с полезным.

Желать многое нужно в том числе потому, что именно желания приводят нас к действиям. Ведь если мы ничего не хотим, то как же мы тогда будем действовать? Куда мы будем действовать? Зачем?

Именно желания придают нашим действиям смысл. Ведь если мы что-то делаем просто так, без желания, то это какие-то бессмысленные действия и их можно не делать. Но если мы делаем что-то, потому что чего-то хотим, то делать – тоже начинает хотеться!

Вообще, надо понимать, что желания – это не только эгоистические желания. Мы можем хотеть и альтруизма, и общественно полезных дел. Поэтому не нужно бояться желать из страха эгоизма. Просто хотите еще и хорошего для других!

Еще интересна связь между желаниями и депрессией. Сегодня очень многие жалуются на так называемую «депрессию». Но ведь депрессия – это просто отсутствие желаний. Точнее, ситуация, когда мы ни одного желания себе не придумали. В этом случае желания надо просто себе придумать – и всё!

Это, конечно, может вызывать внутренний протест. Разве придуманное желание – будет настоящим? Но на самом деле, никакое желание не будет желанием, если его толком не придумать или не представить. Ведь нельзя же хотеть непонятно чего. Можно лишь смутно чувствовать, что чего-то не хватает – и всё.

На самом деле, конечно, чего-то хотят все. Точнее говоря, все хотят хотеть. Потому что без желаний жизнь лишается всякого смысла и всякой цели. Но не все хотеть умеют.

Потому что хотеть, действительно, надо уметь. Надо уметь придумывать свои желания. Надо уметь представлять свои желания. Надо уметь не бояться своих желаний, а, напротив, очень хорошо исследовать и знать их.

Поэтому – начните как можно чаще думать о своих желаниях. И тогда вы узнаете, как же много вы способны хотеть. А раз вы способны многое хотеть – значит, вы способны и многое сделать!

© Дмитрий Лейкин (http://dmitry-leykin.ru)

Почему полезно постоянно двигаться и как это делать?

Как известно, «движение – жизнь». Однако, хотя это и всем известно, далеко не все применяют это на практике. А на практике это стоит применять, причем буквально. Движение – жизнь. А значит, чтобы постоянно быть живым, надо постоянно двигаться.

Когда речь идет о том, чтобы «двигаться», обычно в голову приходят традиционные физические упражнения, которые многим просто скучно выполнять. Но это вовсе и не обязательно!

Дело в том, что для нашего организма совершенно не важно, являются ли его движения физкультурными упражнениями, или нет. Для него важно лишь то, что он движется. Чем «являются» эти движения совершенно не важно, главное – чтобы они были.

То есть, чтобы наш организм получал нужное количество движения, надо просто больше двигаться каким угодно способом. И всё! Это совершенно не обязательно должны быть упражнения из курса физкультуры. Движения можно встроить прямо в свою обыденную жизнь.

Например, идя куда-нибудь пешком, а не на транспорте. Можно весь путь, а можно только какую-то его часть. Или ходить пешком по лестнице, а не ездить на лифте. Или просто чаще ходить гулять. Или играть в футбол и другие интересные подвижные игры. Или чаще заниматься любой физической деятельностью, да хоть просто чаще мусор в квартире убирать. Или что угодно еще. Главное – двигаться!

В сущности, нам нужно всего лишь «нагнать» нужное количество движений в день. Самый простой способ достичь этого – двигаться всегда, когда в принципе есть такая возможность. Не важно даже как, главное – двигаться!

На самом деле, начав двигаться любым способом, становится гораздо проще перейти и к специальным физическим упражнениям. Потому что тело уже привыкло двигаться и заниматься физкультурой ему будет намного проще.

Кроме того, подумайте о том, насколько полезным для вашего здоровья будет постоянное движение! Представьте себе – вы каждый день очень много двигаетесь. И не вместо своей обычной деятельности, а прямо во время нее. Фактически, каждый день становится физической тренировкой. Фактически, вся наша жизнь становится физической тренировкой!

И еще. Любые действия, в сущности, состоят из движений нашего тела. Соответственно, чем больше движений мы совершаем, тем больше действий мы совершаем. Чем больше действий мы совершаем, тем больше дел будет сделано. То есть, постоянно двигаясь, мы будем постоянно делать разнообразные дела. Представляете, как много дел мы тогда будем делать каждый день?

Привыкая двигаться – мы, фактически, привыкаем действовать. Приучаем свое тело к постоянному действию. Постоянно двигаться это тренировка – тренировка действий.

И, что самое главное и что было упомянуто в самом начале – только когда мы двигаемся, мы ощущаем себя живыми. Человек, который слишком мало двигается, начинает ощущать себя мертвым. Ощущать себя мертвым – это очень неприятно. Лучше ощущать себя живым!

Человек, который постоянно двигается, и является более здоровым, и чувствует себя лучше, и делает больше. Сплошные преимущества. Вот на что способно движение!

Поэтому – начните постоянно двигаться. Старайтесь много двигаться в любой момент времени, если у вас есть хоть малейшая возможность двигаться. И только тогда – двигаясь – вы начнете жить полной жизнью!

© Дмитрий Лейкин (http://dmitry-leykin.ru)

Почему главным вопросом для человека является вопрос «Что делать?»

Вопрос «Что делать?» — воистину чудесный вопрос. Потому что ответом на него можно воспользоваться сразу, немедленно. Задавая себе вопрос «Что делать?» и отвечая на него, мы перестаем толочь воду в ступе и сразу начинаем что-то делать. Что нам, собственно, и надо.

Ведь, если вдуматься, то все вопросы в человеческой жизни сводятся к вопросу «Что делать?». Какие бы мы вопросы ни задавали и какие бы мы ответы ни получали, все это будет иметь смысл тогда и только тогда, когда приведет к какому-то действию. Есть действие – есть смысл. Нет действия – нет смысла.

Ну то есть, конечно, мы в каждый момент времени что-то делаем. Вопрос лишь в том – что именно мы делаем. Удовлетворяют ли нас наши текущие действия или нет. Вопрос «Что делать?» как раз и служит этой задаче – найти действия, которые нас удовлетворят.

Действия, которые нас удовлетворят, характерны тем, что, как только они найдены, мы немедленно начинаем их делать. У нас не возникает проблем с тем, чтобы «заставить себя» делать эти действия. Если подходящие действия найдены, они начинают совершаться нами автоматически.

Поэтому, постоянно задавая себе вопрос «Что делать?», мы постоянно находим подходящие нам на данный момент действия. И начинаем их делать. От этого жизнь максимально упрощается. Ведь мы в каждый момент времени будем знать, что нам делать!

Представьте себе – вы всегда знаете, что вам делать. Никаких проблем выбора. Никаких дилемм. Вы просто находите подходящее действие и делаете его. В каждый момент времени. Постоянно. Всю жизнь.

Такая жизнь окажется невероятно эффективной. Ведь что такое неэффективная жизнь? Это когда мы большую ее часть не понимаем, что нам нужно делать и делаем то, что нас не устраивает. Потому что мы не знаем, что делать вместо этого. А если мы будем постоянно задавать себе вопрос «Что делать?», мы будем знать это. Всегда.

Вообще, все проблемы в нашей жизни возникают лишь потому, что мы не знаем, что нам делать. Даже так: все ситуации в нашей жизни становятся проблемами, когда мы не знаем, что нам делать. Ведь если мы знаем, что нам делать, то проблемы нет. Потому что мы просто делаем – и всё. Проблемы нет. Есть действия.

Вся наша жизнь, в сущности, состоит из действий. Мы с самого рождения что-то делали. И сейчас что-то делаем. И будем что-то делать, пока будем существовать. Действия – это основа всей нашей жизни!

Поэтому с действиями надо уметь обращаться. Надо уметь находить действия, которые будут улучшать нашу жизнь. Для этого и надо постоянно задавать себе вопрос «Что делать?».

Когда мы не знаем, что нам лучше делать, мы делаем то же, что делали раньше. По привычке. По инерции. Потому что мы просто не знаем, что еще можно делать.

А когда мы знаем, что нам лучше делать – каждое наше новое действие становится лучше и лучше. И наша жизнь становится лучше и лучше. Потому что мы делаем ее лучше и лучше своими действиями.

Поэтому – постоянно задавайте себе вопрос «Что делать?». Этот вопрос поможет вам найти ответ на него. И тогда вы будете знать, что вам лучше делать. И будете это делать. И всё в вашей жизни будет хорошо.

© Дмитрий Лейкин (http://dmitry-leykin.ru)

Почему внешний мир важнее внутреннего?

В последние не то что годы, но даже десятилетия у человечества развился гипертрофированный интерес к внутреннему миру. То есть к психологическим теориям, духовным учениям и прочей индустрии «внутреннего космоса». Появилось даже популярное мнение, что с помощью внутренних психотехник можно решить все свои проблемы. Проблема, однако, в том, что это мнение не имеет никакого отношения к реальности.

Следует, во-первых, понимать, что внутренний мир не возникает у человека из ниоткуда. Внутренний мир индуцируется внешним – как электроток внутри проводника индуцируется внешним магнитным полем. И человек, утрачивающий интерес к внешнему миру, отнюдь не обогащает свой внутренний – а, напротив, обедняет его.

Внутренний мир – есть следствие жизненного опыта. Сталкиваясь с различными жизненными ситуациями, человек получает различный материал для обдумывания и переживания. Но если нет материала – то и обдумывать, и переживать будет просто нечего. Человек, лишающий себя внешнего мира, неизбежно зайдет и во внутренний тупик.

Далее. Следует понимать, что быть живым – это в первую очередь взаимодействовать со внешним миром. Иными словами, если ты не взаимодействуешь со внешним миром, то ты мертв. Именно так и начинают ощущать себя люди, отказывающиеся от внешнего мира – мертвыми. Разве есть что-то хорошее в том, чтобы ощущать себя живым мертвецом?

Фактически, человек, отказывающийся от внешнего мира, добровольно становится паралитиком. У него может быть совершенно здоровое тело – но он им больше не пользуется. Он подобен парализованному Стивену Хокингу, у которого двигается один только мизинец на левой руке. Но даже Стивен Хокинг, несмотря на всю трагичность своего положения, старается не изолироваться от окружающего мира – настолько, насколько это возможно в его положении. А люди, жертвующие внешним миром ради внутреннего, становятся большими паралитиками, чем он – несмотря на то, что они физически абсолютно здоровы.

Внутренний мир – это, фактически, суррогат внешнего. Ведь всё, что там находится, есть отражение внешнего мира внутри нашего ума. Сам по себе этот суррогат не является плохим – ум это полезный инструмент, необходимый для плодотворного исследования и преобразования внешнего мира. Но это именно инструмент для внешнего мира. А вовсе не замена ему.

Самое занятное (и печальное) заключается в убеждении адептов внутреннего мира в том, что счастье возможно добыть изнутри себя. Хотя это есть абсолютная ложь – человек ощущает себя счастливым только тогда, когда пригодился в какой-то деле за пределами самого себя. Поэтому все эти адепты остаются стабильно несчастными. И поэтому они начинают еще стремительнее копаться в себе – надеясь рано или поздно выкопать из глубин себя это самое счастье.

Но они его никогда не выкопают. Потому что быть счастливым – значит быть живым. А быть живым – значит полноценно взаимодействовать со внешним миром.

И пока вы не начнете взаимодействовать со внешним миром, а не со внутренним – счастливыми вы не станете никогда.

© Дмитрий Лейкин (http://dmitry-leykin.ru)

Почему высшее предназначение человека – изменять мир?

Сразу дам ответ на вопрос в заголовке. Изменение окружающего мира является для человека высшим предназначением просто потому, что только от изменения окружающего мира человек начинает ощущать удовлетворение своими действиями. А в самой статье я распишу это подробнее.

Достаточно легко показать этот факт на примере нашего отношения к другим людям. Какого человека вы будете уважать больше?

1. Который ничего не меняет.
2. Который меняет себя.
3. Который меняет мир.

Очевидно, первого человека уважать не за что. Он что есть, что нет его – ничего от его существования не меняется. Человек, который меняет себя, достоин чуть большего уважения, но на самом деле он мало чем отличается от первого. Ну изменил он себя, а вам-то что с того?

А вот человек, который изменил что-то вне самого себя, уже может внушать настоящее уважение. Потому что теми изменениями, которые он совершил, вы можете как-то воспользоваться.

А теперь самое главное. МЫ УВАЖАЕМ СЕБЯ ЗА ТО ЖЕ САМОЕ, ЗА ЧТО МЫ УВАЖАЕМ ДРУГИХ. Соответственно, уважать себя за отсутствие изменений или за изменение себя не получится. Только за изменение мира.

Причем чем больший масштаб изменений произвел человек в мире – тем больше к нему (или к себе) возникает уважения. Кого мы больше уважаем: бомжа, дворника или Альберта Эйнштейна? Очевидно, последнего – потому что масштаб его влияния на мир намного выше, чем у первых двух.

Фактически, человек начинает испытывать уважение к себе только тогда, когда он начинает изменять что-то вне себя. Потому что только в этот момент он чувствует, что существует. Что живет. Потому что он на что-то влияет. Мертвое или несуществующее ни на что влиять не способно, а он – способен.

Причем, если еще немного подумать, то становится ясно, что почти всё, что нас окружает, есть результат изменения человеком мира. Посмотрите вокруг себя. Видите, как много предметов, созданных человеком? И ведь все они есть результат того, что люди постоянно изменяют мир вокруг себя.

Что интересно, кстати, сегодня тема изменения мира часто считается чем-то плохим. Часто можно услышать аргумент: «Вот Гитлер менял мир, ну и что в этом было хорошего?». Конечно, не всякое изменение мира является хорошим. Но что же нам, из-за того, что был Гитлер, больше мир никак нельзя менять, что ли?

Интересно также то, что, несмотря на предыдущий факт, сегодня все с удовольствием ходят на американскую фантастику, где главные герои спасают (то есть радикально изменяют) мир. Почему такие сюжеты во все времена, начиная с древнегреческих мифов о Геракле и ранее, вызывали и вызывают такой огромный интерес? Потому что мы все в глубине души хотим именно этого – изменять мир.

Так делайте это! Вы ничем не хуже этих художественных персонажей. Ведь и они люди, и мы – люди. И многие люди, на самом деле жившие и сейчас на самом деле живущие, оказывали и оказывают огромное влияние на мир. Почему мы не можем делать то же самое? Можем.

И не только можем, но и должны. Потому что в этом – в изменении мира – и заключается высшее предназначение человека. И только занимаясь изменением мира, человек может начать чувствовать свою жизнь – осмысленной.

© Дмитрий Лейкин (http://dmitry-leykin.ru)

Почему жизнь всегда является более сложной, чем мы думаем?

В этой статье я в каком-то смысле начну отрицать всё, что написал в своих многочисленных предыдущих статьях. Потому что в предыдущих статьях я, по сути, пытался свести всё, что есть в человеческой жизни, к каким-то простым и понятным принципам. Однако теперь я понял, что это просто невозможно. Жизнь является бесконечно сложной и ни в один простой принцип не укладывается, не укладывалась и уложиться не сможет. В этой статье я хочу пояснить это подробнее.

Основным тезисом этой статьи является то, что жизнь всегда является более сложной, чем мы думаем. Ключевое слово – «всегда». То есть, какую бы мы сложную картину мира у себя в голове не надумали – жизнь окажется еще сложнее. Всегда. Потому что жизнь в бесконечное количество раз больше нашего мышления. Ведь наше мышление – всего лишь микроскопическая часть этой бесконечной жизни.

Конечно, чтобы хоть как-то ориентироваться в жизни, мы вынуждены строить ее упрощенные модели, которые, собственно, мы и называем своим мировоззрением. Однако важно помнить, что это мировоззрение всегда ограничено и искажено, причем чем оно проще – тем больше это искажение. Наглядным случаем предельного упрощения является «черно-белое мировоззрение», когда для человека существует лишь два понятия, и он пытается всю Вселенную свести к этим двум.

Примерами подобного упрощения является религиозный или идеологический радикализм. Причем религия или идеология могут быть любыми, но сведение всего мира только к ним всегда приводит к абсурду. С этой точки зрения, например, одинаково неправы и радикальные коммунисты, и радикальные либералы. Собственно, с их ошибками наша страна уже столкнулась – с ошибками первых во времена СССР, с ошибками вторых – сразу после его развала (да и сейчас они до сих пор отчасти присутствуют). Кстати, из этого следует, что христианское выражение «пути Господни неисповедимы» является очень мудрым – оно страхует верующих от идеи, что они могут понять мир целиком с помощью какого-либо учения, в том числе и христианского.

Мир просто невозможно «упаковать» в какое-то учение – хоть религиозное, хоть философское, хоть идеологическое. Это, разумеется, не значит, что религии, философии и идеологии не нужны, однако ни одна из них не способна объяснить мир везде, всегда и во всем. И если пытаться всё сводить к какому-то учению, то получится типичное «прокрустово ложе» — когда идеальный результат достигается методом отсечения жизненно важных частей, без которых этот самый «идеальный результат» становится уже никому не нужным.

Поэтому – мы не должны слишком упрощать свое мировоззрение. Напротив, мы должны его постоянно усложнять. Потому что только усложняя свои представления о мире, можно делать их всё ближе и ближе к самому миру. Разумеется, приблизится к нему до конца невозможно в принципе – ведь, повторюсь, наше мышление всегда меньше, чем мир. Но, по крайней мере, можно увеличивать степень близости. И это намного лучше, чем ничего. И тем более намного лучше, чем постоянно удаляться от реальности, пытаясь найти «простой способ» ее объяснить и «простой способ» ею воспользоваться.

© Дмитрий Лейкин (http://dmitry-leykin.ru)