Как сделать свое мышление абсолютно непротиворечивым?

Для начала я укажу, зачем вообще делать мышление непротиворечивым. Дело в том, что любое противоречие, любой конфликт, любой в спор нашем мышлении – приводит к блокировке самой способности мыслить.

Как только мышление входит в состояние противоречия, оно останавливается и не знает, куда идти дальше. Мы можем переживать это как «тупость», «слабость» или «лень», хотя на самом деле это – всего лишь возникновение противоречия в нашем мышлении. А если убрать из мышления все противоречия – таких проблем у нас не будет никогда.

Теперь, собственно, перехожу к вопросу: как же сделать мышление непротиворечивым?

Как ни странно – очень просто. Настолько просто, что сначала это покажется просто нелепым. Так вот:

ЧТОБЫ ДУМАТЬ НЕПРОТИВОРЕЧИВО, НАДО ПРОСТО ПЕРЕСТАТЬ ДУМАТЬ ПРОТИВОРЕЧИЯ КАК ПРОТИВОРЕЧИЯ.

Это, разумеется, звучит непонятно. Поэтому я объясню на примере, что это значит. Итак, пример противоречия:

«Мне надо работать, НО я хочу гулять».

Казалось бы, здесь мы наблюдаем неустранимое противоречие, которое приводит нас к проблеме, страданию и стрессу. Однако все это мгновенно проходит, если мы изменим всего лишь две буквы:

«Мне надо работать И я хочу гулять».

Противоречия больше нет! Мы имеем два факта: необходимость работать и желание гулять. Оба факта имеют место быть. Оба важны. Оба надо учесть в своем поведении. Где здесь вы видите противоречие? Его нет, оно исчезло!

На чем основан этот фокус? Он основан на простом и очевидном факте. Дело в том, что в реальном мире противоречий нет вообще. Их просто не существует и никогда не существовало. Любое противоречие существует только в нашем мышлении. И оно исчезает ровно в тот момент, когда мы начинаем думать без противоречий.

Действительно, где же вы видели противоречия в реальности? Разве стул противоречит столу? Разве небо противоречит земле? И разве одна мысль противоречит другой? Нет – это всё просто существует! И существует совершенно равноправно, не противореча существованию чего угодно другого.

Противоречие – это всего-навсего ошибка человеческого мышления. Что-то противоречит чему-то только потому, что мы так ДУМАЕМ. На практике противоречия нет. И если мы начинаем думать противоречиво, то мы просто начинаем запутываться.

Допустим, мы все-таки думаем «Мне надо работать, НО я хочу гулять». Слово «НО» предполагает, что один из этих фактов необходимо устранить, чтобы существовал другой. Или надо устранить необходимость работы. Или надо устранить желание гулять. Но и то, и другое существует. Тупиковая ситуация. И наше мышление останавливается, не зная, что и думать.

Когда же мы думаем «Мне надо работать И я хочу гулять», то становится вполне понятно, что думать. Например, можно сначала поработать, потом погулять. Или наоборот. Или попеременно. Или даже одновременно, если это возможно. Возможностей – миллион. Вот как устроено непротиворечивое мышление!

А если говорить по-другому, то непротиворечивое мышление – это когда мы думаем, что любая наша мысль имеет право на существование. И мысль о желании. И мысли о необходимости. И мысль о возможности. И мысль о чем угодно еще. Думать можно что угодно. Вообще что угодно. Ограничений нет!

А если мы можем думать что угодно, то и противоречий тоже нет. Есть просто одна мысль. И еще одна мысль. И еще одна мысль. И еще сколько угодно мыслей. И все мысли не противоречат друг другу. Потому что все они – существуют.

А если нет противоречий, то нет и проблем. Вообще никаких. И вообще никогда!

© Дмитрий Лейкин (http://dmitry-leykin.ru)

Как слова, которые мы думаем, влияют на нашу жизнь?

Человек отличается от животных тем, что постоянно использует огромный набор слов. Наше, человеческое мышление в огромной степени основано на словах. Поэтому именно слова, которые мы используем, во многом определяют наше состояние и поведение – а значит, и жизнь.

Приведу пример. Попробуйте подумать разные наборы слов.

Первый набор: радость, счастье, улыбка, любовь, добро, благодарность, альтруизм, веселье, смех, сила, работоспособность, энергия, уверенность, цель, задача, решение, разум.

Второй набор: грусть, страдание, отвращение, ненависть, бесчувственность, зло, мизантропия, гнев, плач, слабость, лень, апатия, неуверенность, путаница, неопределенность, беспомощность, глупость.

Обратите внимание, что ваше состояние от каждого набора слов, скорее всего, изменилось соответствующим образом. Очевидно, если использовать один из наборов слов постоянно, ваше состояние и поведение постоянно будет ему соответствовать.

Но вы и так всю жизнь используете тот или иной набор слов!

Вы в любом случае используете одни слова (из этих наборов или не из них) чаще, а другие – реже. Вы и так одни слова используете почти постоянно, а другие – почти никогда. Ваше мышление и так состоит из каких-то слов, и эти слова постоянно влияют на всю вашу жизнь!

Нам кажется, что наше мышление разнообразно, но это не так. Наше мышление определяется привычками, и если мы привыкли думать одни и те же слова – мы так и будем делать всегда, если не решим тренироваться думать другие слова. А значит, пока мы не изменим слова на более хорошие – наша жизнь принципиально не изменится.

Попробуйте. Определите для себя набор самых лучших слов (можно из моего первого набора, а также откуда угодно). Начните думать эти слова как можно чаще. И смотрите, как именно начинают меняться от этого ваше состояние, поведение и жизнь.

А когда поймете, какие именно произошли перемены, задумайтесь над тем, что будет, если использовать наиболее эффективные слова в течение долгого времени! Таким образом можно радикально поменять всю вашу жизнь. Ведь ваша жизнь и так есть результат тех слов, которые вы думали до сих пор.

Слова – это что-то вроде кирпичей, из которых строится человеческая жизнь. Очевидно, от выбора кирпичей будет зависеть качество дома. А от выбора слов – качество вашей жизни.

Человек, который никогда не думает определенные слова, никогда не сможет начать делать то, про что эти слова. Если вы не думаете слов, связанных с той или иной профессией, вы никогда не сможете освоить эту профессию. Если вы не думаете слов, связанных с успехом, вы никогда не добьетесь успеха. Если вы не думаете слов, связанных со счастьем, вы никогда не сможете почувствовать счастья.

Что еще важно понимать. То, какими словами вы пользуетесь в вашем мышлении, зависит только от вас. Никто другой, кроме вас, не может управлять вашим мышлением. Никто другой не может заставить вас думать те или иные слова. Только вы выбираете слова, которые думаете. А значит, только вы выбираете, какой была, есть и будет ваша жизнь.

И помните – ваша жизнь уже прямо сейчас зависит от слов, которые вы думаете. Вы никак не можете устранить зависимость вашей жизни от ваших слов. Ваш выбор в другом – в том, чтобы начать думать самые лучшие слова.

И изменить тем самым всю свою жизнь.

© Дмитрий Лейкин (http://dmitry-leykin.ru)

Как поднять эффективность мышления с помощью правил человеческого языка?

Любое мышление – это выстраивание внутри себя определенных фраз на человеческом языке. Соответственно, правила, верные для человеческого (например, русского) языка, верны и для человеческого мышления. А значит, анализируя мышление с точки зрения языка, можно определить оптимальный способ мышления.

Начнем с того, что думаем мы словами. Значит, нам надо понять, какие существуют виды слов.

С точки зрения языка, слова делятся на существительные, глаголы, прилагательные и другие части речи. Какая часть речи наиболее важна? Разумеется, это существительные.

Это очень легко доказать. Возьмем слово «растёт» (глагол). Само по себе оно ничего не значит, непонятно, что именно растет. Возьмем слово «красивое» (прилагательное). Опять непонятно, что именно тут такое красивое? А теперь возьмем слово «дерево» (существительное) – и смысл сразу появляется. Вот дерево, его можно посмотреть, потрогать, залезть на него. И именно оно может расти и быть красивым. То есть, именно существительное придает смысл для глаголов и прилагательных!

Что это значит для нашего мышления? А это значит, что для того чтобы мышление было осмысленным (а значит, и эффективным) – оно должно быть наполнено существительными. Глаголов и прилагательных может быть мало, но существительные – должны быть, и в большом количестве.

Продолжим анализ. Существительные бывают абстрактными и конкретными. То есть бывает «дерево», бывает «растение», бывает «жизнь», бывает «материя» и бывает «объект». Чем более абстрактно, тем, очевидно, более непонятно, о чем речь. А значит, эффективное мышление должно быть конкретным. Оно должно быть про конкретные объекты.

Соответственно, любое мышление должно начинаться с определения конкретных объектов, а уже потом надо думать о том, что эти объекты делают и какими свойствами обладают.

Казалось бы, конечно, мы и без того все так думаем, но это неверно. Наше мышление, если внимательно к нему присмотреться, обрывочно, хаотично и бессистемно. И, если специально его не тренировать, оно таким и останется.

Зато, если следить за тем, как мы думаем, и стараться думать более внятным образом, как предложено в этой статье, мышление станет намного эффективнее. Оно перестанет быть запутанным и обрывочным. Вместо этого оно станет ясным, эффективным и продуктивным.

Вообще, большая часть ошибок нашего мышления связана с тем, что мы думаем, нарушая элементарные правила человеческого языка. Если бы мы писали и говорили так же, как думаем, мы бы выглядели очень глупо – настолько далеко от совершенства наше мышление. Поэтому, кстати, многие люди думают эффективнее, когда говорят или пишут – потому что речь и письмо волей-неволей дисциплинируют их мышление.

Но мы не можем все время думать вслух и на письме – это не всегда возможно, неудобно и просто медленно. Поэтому мы должны научиться внятно думать всегда. А для этого надо все время стараться следовать правилам человеческого языка. Эти правила люди не зря сформулировали и не зря нас учили им в школе.

Думайте понятно. Думайте по правилам человеческого языка. Думайте про конкретные объекты. Тогда ваше мышление станет наиболее эффективным.

А вслед за ним – и всё остальное.

© Дмитрий Лейкин (http://dmitry-leykin.ru)

Что такое ответственность?

Ответственность – очень популярное слово в различных психологических и духовных учениях. Людей часто убеждают в том, что им надо взять ответственность за свою жизнь. Но при этом никто никогда не объясняет, а что же это все-таки такое – ответственность?

Поэтому я наконец-то дам точное определение того, что такое ответственность. Вот оно:

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – ЭТО ДУМАТЬ О СВОИХ ДЕЙСТВИЯХ, А НЕ О ЧУЖИХ.

Приведу примеры.

Безответственное мышление: «Человек спорит со мной».

Ответственное мышление: «Я спорю с человеком».

В первом случае, очевидно, вы ничего не можете сделать. Человек спорит с вами, а вы вынуждены просто терпеть этот факт. Во втором случае, когда вы спорите с человеком, вы можете прекратить с ним спорить или начать говорить о чем-то другом.

То есть, ответственность и безответственность – это просто разные типы мышления. Но эти разные типы мышления кардинальным образом меняют ваше поведение.

Если вы думаете о том, что вас грабят, вас будут грабить всегда – ведь вы в этом совершенно не участвуете. Если вы думаете о том, что делаете что-то, из-за чего вас грабят – то вы сможете изменить свое поведение и грабить вас перестанут.

Иными словами, если вы думаете о своих действиях – то вы можете их изменить, а если вы думаете о чужих действиях – то вы их изменить не можете, а значит и сделать ничего нельзя. То есть, думать о чужих действиях просто бесполезно – эти мысли ни на что не повлияют, это пустая трата времени. А если вы будете думать о своих действиях, то вы сможете что-то изменить.

Вообще, подумайте, как много времени вы тратите на обдумывание чужих действий! О том что он поступает так, а она вот так… Ну да, они так поступают. И дальше, дальше-то что?

И наоборот. Если вы всегда будете думать только о своих действиях – как много в своей жизни вы сможете изменить! Ведь вы постоянно что-то делаете. Вы прямо сейчас что-то делаете – читаете этот текст. И если вы начнете думать о том, что делаете, вы сможете начать улучшать свои действия.

Мы постоянно думаем о чужих действиях и о том, как было бы хорошо, если бы они изменились. Насколько удобнее было бы жить среди людей! Но их действия так и не меняются. Но если начать думать о своих действиях и менять их, то в ответ на это действия других людей тоже начнут меняться. Потому что другие люди должны будут как-то реагировать на изменение ваших действий. То есть, чтобы изменить чужие действия, надо изменить свои.

Вообще, если подумать, то получится, что весь наш субъективный мир создается нашими действиями. По крайней мере, реальность для нас существует только потому, что мы ее видим, слышим и ощущаем. Конечно, мысль о том, что только мы создаем свою реальность, не обязательно заставляет ее мгновенно поменяться, но, по крайней мере, она придает нам уверенность в своих силах и демонстрирует, насколько тотально мы отвечаем за свою жизнь.

Начните тренироваться. Тренируйтесь думать о своих действиях и не думать о чужих. Думайте о том, что вы сейчас делаете, а не о том, что другие сейчас делают. Если вы поймете, что ваши действия вас не устраивают, вы сможете их изменить. В отличие от чужих, которые вы в любом случае изменить не сможете.

Постоянно думайте: «Я делаю это, я делаю то, я делаю сё». Постоянно формулируйте каждое свое действие. И тогда вы поймете, как много всего вы делаете в каждую секунду времени, и насколько сильно ваши действия влияют на все остальное. И тогда вы сможете свои действия изменить. А значит – изменить всю свою жизнь.

Что, собственно говоря, и называется ответственностью.

© Дмитрий Лейкин (http://dmitry-leykin.ru)

Почему простое мышление лучше сложного?

Мы часто в жизни сталкиваемся со сложными проблемами. Такими, что решаем, решаем – но не можем решить. Настолько эти проблемы сложные.

Так вот. Я берусь утверждать, что это не проблемы сложные. Сложных проблем не существует, все проблемы – простые. Это мы сами делаем из простых проблем сложные, потому что слишком сложно думаем.

Приведу пример. Сначала я покажу сложное мышление, которое не дает вам действовать. А потом покажу простое мышление, которое действовать позволяет.

Сложное мышление: преодолеть лень, вызванную скрытыми в подсознании комплексами, используя различные техники проработки подавленных эмоций.

Простое мышление: пойти помыть посуду.

Совершенно очевидно, что к мытью посуды здесь сможет подвигнуть только простое мышление. А сложное мышление оказывается настолько сложным, что даже непонятно, с чего начать свои действия.

Именно так мы и делаем из простых проблем сложные. Мы начинаем думать слишком сложно о простых вещах и задачах, и нам начинает казаться, что они и сами такие сложные. Но это не они сложные. Это мы их усложнили.

Единственным результатом усложнения проблемы является то, что мы теряем возможность ее решить. А когда мы упрощаем проблему, она фактически перестает быть проблемой. Потому что решение любой простой проблемы сразу становится очевидно.

То есть, мы сами и создаем себе проблемы – тем, что всё постоянно усложняем. Ну действительно, как можно создать проблему из мытья посуды? Вы ее просто моете и всё. Ну или не моете, если решили сделать что-нибудь другое. Но практически всем людям регулярно удается создавать неразрешимые проблемы из куда более простых задач.

А всё дело в том, что наше мышление может быть каким угодно. Хоть простым, хоть сложным – любым. И когда мы думаем просто, всё становится простым, а когда мы думаем сложно, всё становится сложным. Но мы не знаем об этом, и думаем, что всё на самом деле сложно, а наше мышление тут вовсе не при чём.

Однако, оно все-таки при чём. Именно мышление делает из простой проблемы «сложную». Поэтому, чтобы сделать из «сложных» проблем опять простые, нам надо научиться думать просто.

Как думать просто? Очевидно, очень просто. :) Во-первых, надо думать максимально короткими предложениями, в среднем по 2-5 слов в каждом. Во-вторых, надо использовать минимально необходимый набор слов. Не использовать специальных терминов без необходимости. И всё время проверять, нельзя ли сформулировать ту же самую мысль еще проще.

И, когда вы начнете думать так просто, вам станет очевидно, что простым является вообще всё. Что-то есть. Чего-то нет. Что-то вы делаете. Что-то не делаете. Что-то вам нравится. Что-то не нравится. И так далее.

Тогда вы поймете, что никаких сложных «психологических» проблем не существует. Вам не надо заниматься психоанализом или ходить к психотерапевту. Потому что единственное, что может сделать психотерапевт – это научить вас думать другим способом, чтобы ваше мышление стало эффективным и приводило к полезным действиям. Но если вы думаете просто – вы уже думаете эффективно и действовать начинаете сразу.

Что же касается «сложных» физических проблем, то, опять же, с ними тоже всё просто. Любая реальная проблема решается той или иной последовательностью действий. Вы просто действуете и всё. И смотрите на результаты своих действий. И видите, что проблема либо решилась, либо нет. И, если не решилась, просто начинаете действовать иначе.

Когда вы начнете думать просто, то вы поймете, что всё на самом деле просто. И всё всегда будет просто. И всё всегда было просто.

Просто раньше вы слишком сложно обо всём думали.

© Дмитрий Лейкин (http://dmitry-leykin.ru)

Как развивать мышление?

Мы все думаем. Это одно из главных отличий человека от животных – умение думать сложным образом с использованием разнообразных слов. От нашего мышления во многом зависит наше поведение. А значит, развивая свое мышление, мы развиваем то, как мы живем.

Что вообще это такое – «развитие мышления»? Начать здесь стоит с того, что способов мышления – бесконечное множество. Фактически, любая осмысленная комбинация слов является способом мышления. И про одни и те же явления и события можно думать совершенно по-разному.

Пример. Допустим, на улице солнечно и жарко. Как можно об этом думать? Во-первых, так, как два предложения назад: «На улице солнечно и жарко». Или: «На улице отличная погода». Или: «На улице невыносимая жара». Или: «Отличая погода для купания!». Или еще как угодно. И от того, как мы думаем о погоде, будет зависеть наше дальнейшее поведение.

Но тут возникает одна проблема. Дело в том, что обычно мы не думаем об одном явлении разными способами. Мы всегда думаем о нем одним и тем же способом – таким, каким привыкли думать, возможно, еще в детстве. И мы никогда не думаем о том, что думать можно по-другому.

Получается несколько парадоксальная ситуация. Миллиарды людей живут бок о бок – и каждый считает свой способ мышления единственно возможным и верным. Он не понимает, что можно думать не так, как он думает. Хотя люди вокруг часто думают не так, как он. И каждый из них тоже думает, что его способ мышления – единственно верный.

Поэтому развитие мышления и заключается как раз в том, чтобы учиться думать совершенно по-разному.

Попробуйте. Возьмите любую проблему, которую вы давно не можете решить, и подумайте о ней другим способом. А потом третьим. Четвертым. Пятым. Десятым. Пока не найдете тот способ мышления, который решает эту проблему.

Собственно говоря, проблема и возникает-то всегда из-за неправильного способа мышления. Вы пошли не по той дороге и поэтому уперлись в тупик. Вы думаете неправильным способом и поэтому не можете найти решение. Хотя другая дорога может быстро привести вас к вашей цели, а другой способ мышления – быстро разобраться в ситуации.

Попробуйте сформулировать проблему иначе. Попробуйте описать проблему другими словами. Попробуйте отметить в проблеме другие детали. Попробуйте посмотреть на проблему с другой точки зрения. Попробуйте сделать из проблемы другие выводы. Результаты могут быть очень разные.

Вы всю свою жизнь думали определенным образом. Именно этот образ мысли привел вас к той ситуации, в которой вы находитесь прямо сейчас. Хорошо, если эта ситуация вас полностью устраивает. А если нет? Тогда вам стоит начать пробовать другие способы мышления.

Посмотрите, как думают (например, рассуждают вслух или на письме) другие люди. Попробуйте думать так же, как каждый из них. Попробуйте изучить, какие способы мышления описаны в разной литературе. Попробуйте изобрести свои способы мышления. Любой из них может оказаться подходящим для вашей ситуации.

И, что также очень важно – не застревайте ни в одном из новых для вас способов мышления. Разные способы мышления подходят для одних ситуаций, а для других – не подходят. Поэтому дело не в открытии «идеального» способа мышления, а в том, чтобы учиться мыслить максимально разнообразно. И постоянно повышать это разнообразие.

Говорят, успешные и неуспешные люди отличаются только способом мышления. Говорят, счастливые и несчастливые люди думают по-разному. Научитесь думать по-другому и, скорее всего, вы найдете способы мышления, которые сделают вас успешным и счастливым!

© Дмитрий Лейкин (http://dmitry-leykin.ru)

Почему проблемы важнее успехов, страдание важнее счастья, а негатив важнее позитива?

Проблемы важнее успехов. Страдания важнее счастья. Негатив важнее позитива. Почему это так?

Дело в том, что первое – всегда причина второго. Из решения проблем появляются успехи. Из прекращения страданий появляется счастье. Из разбора негатива появляется позитив. И больше ниоткуда все это появиться не может!

Приведу пример. Допустим, вы носите воду в дырявом ведре. Как бы вы быстро не носили воду (позитивный подход), она все равно вся выльется по дороге. А если вы заделаете дыры в дне (негативный подход) – то воду вы донесете, даже если будете ходить не очень быстро.

То же самое и со счастьем и страданием. Если вам в палец впилась заноза – какой толк вам от поиска счастья? Выньте занозу, страдание пройдет и счастье сразу наступит.

Собственно говоря, успех, счастье и позитив – это НЕГАТИВНЫЕ термины. В том смысле, что это термины, обозначающие отсутствие чего-то другого. Успех – это отсутствие проблем. Счастье – это отсутствие страдания. Позитив – это отсутствие негатива. А чтобы что-то стало отсутствовать – именно с этим чем-то и надо работать.

Вообще, так называемый «позитивный подход» — это просто метод избегания проблем. Вместо того, чтобы решать те проблемы, которые у человека реально есть, человек начинает мечтать о чем-то хорошем. Но его проблемы не решаются из-за мечтаний о хорошем! Они остаются с ним, чего бы он при этом еще не добивался. И они останутся с ним навсегда, пока он не займется ими и не решит их.

Еще важно понимать следующее. Проблемы, которые у человека есть – явление реальное, а вот успех, о котором человек мечтает – нереален. Его нет. Проблемы есть, успеха нет. И какой же смысл тогда заниматься тем, чего нет? Занимайтесь тем, что есть!

На самом деле все наши проблемы остаются с нами только потому, что мы ими не занимаемся. Причина затягивания любой проблемы – ее избегание. Сколько мы будем игнорировать свои проблемы – столько они и будут продолжаться.

И наоборот. Если начать, наконец, обращать внимание на свои проблемы – они могут начать исчезать уже только из-за этого! По крайней мере, многие болевые ощущения в теле исчезают только потому, что мы начали за ними наблюдать. А если что-то не исчезает от чистого наблюдения, то благодаря наблюдению нам становится ясно, как эту проблему решать. И тогда мы начнем ее решать и решим.

Именно из-за того, что люди игнорируют страдание, они и не могут достичь счастья. Люди всю жизнь могут искать счастья, но они его не находят. Почему? Потому что нельзя найти то, чего нет! Пока вы не решите свои страдания, счастья – не будет. И как же вы его найдете, если его еще нет?

Кстати, если кто-то изучал буддизм, то мог заметить, что Гаутама Будда никогда ничего не говорил о счастье. Он говорил о прекращении страданий. Счастье – это просто прекращение страданий. А чтобы прекратить страдания, надо заниматься страданиями, а не счастьем.

Образно говоря, счастье у нас есть всегда, но оно заслонено страданиями. Как тучи заслоняют солнце. Солнце уже есть – но из-за туч его не видно. Разберитесь с тучами – и солнце немедленно появится перед вами.

Поэтому – прекратите искать успех, счастье и позитив. Вы все равно их никогда не найдете. Займитесь лучше проблемами, страданиями и негативом. И только тогда вы получите что-то хорошее – потому что оно всегда было с вами, но плохое, которое вы игнорировали, мешало вам это заметить.

© Дмитрий Лейкин (http://dmitry-leykin.ru)

Как тренировать любовь?

Сам заголовок этой статьи выглядит очень странным. Ведь любовь – это чувство, как же ее можно тренировать? Однако, несмотря на деликатность этой темы, я все-таки утверждаю, что любовь это не только чувство, но это еще и навык, поддающийся тренировке.

Обычно мы считаем, что раз мы не проявляем любовь, то любви и нет, либо она недостаточна для активного проявления. Однако я предлагаю исходить из другой гипотезы – та или иная форма любви есть практически всегда и практически ко всему, просто мы не умеем ее проявлять. Иными словами, чувство любви в нас присутствует всегда, но вы не всегда умеем проявить его.

Это же подтверждают различные наблюдения за людьми. Совершенно очевидно, что есть более и менее «любвеобильные» люди. В одних и тех же ситуациях первые будут проявлять больше любви к окружающим, другие – меньше. Причем от окружающих это вообще не зависит, а значит, дело не в предпочтениях людей, а в их воспитании. В том, насколько сильно они воспитаны или натренированы любить.

Надо сказать, что практически во всех традиционных религиях мира есть различные практики, развивающие любовь. В религиях развитие любви вообще поощряется. При этом сама идея того, что любовь можно либо развивать, либо не развивать, там предполагается как сама собой разумеющаяся.

Итак, как же тренировать любовь на практике?

Есть многочисленные техники из разных духовных и психологических учений, но, на мой взгляд, все намного проще. Зачем что-то придумывать, если можно просто посмотреть на людей, умеющих любить и копировать их поведение? То есть, чтобы научиться любить, на мой взгляд, надо просто повторять поведение любящих людей – этого будет достаточно.

Посмотрите (в живую, в кино, да хоть в книгах прочтите) как люди проявляют свою любовь – и действуйте так же. Не бойтесь, что такая любовь будет «фальшивой». Во-первых, речь не идет о «любви до гроба», речь идет просто о хорошем отношении к людям (и вообще ко всему). Во-вторых, только в процессе тренировки любви вы сможете почувствовать, действительно ли вы чувствуете то, что проявляете, или нет.

Любовь многообразна и до сих пор никому не удалось свести ее к какой-то одной закономерности. В общем смысле, любовь – это инстинкт выживания и развития, направленный за пределы одной только своей личности – но и это только приблизительное определение. Проявлений любви очень много и именно поэтому не стоит их сводить к сумме некоторых техник и практик. Любовь требует постоянного исследования существующих умений любить – и изобретения новых.

И, кстати, само это многообразие любви показывает, что неразумно сводить ее только к одному лишь чувству. Если любовь многообразна, то почему она не может быть навыком? А если любовь может быть навыком, то почему бы этот навык и не тренировать?

Тут может, конечно, возникнуть и другой вопрос – а зачем вообще тренировать любовь?

На мой взгляд, тренировать навык любви полезно хотя бы для того, чтобы, во-первых, уметь хорошо контактировать с другими людьми. Как показывает практика, когда хорошо относишься к людям, жить с ними становится намного приятнее.

Во-вторых, любовь – это отличная мотивация для любых задач. Судя по всему, человек, который хорошо развил навык любви, способен на гораздо большие задачи. Как говорил Волшебник в фильме «Обыкновенное чудо»: «Нищие, безоружные люди сбрасывают королей с престола из-за любви к ближнему. Из-за любви к Родине солдаты попирают смерть ногами, и та бежит без оглядки. Мудрецы поднимаются в небо и бросаются в самый ад из-за любви к истине». Судя по всему, любовь действительно работает как величайшая из мотиваций.

Любовь – одно из древнейших свойств человека (да и у животных она есть). Это одна из самых важных тем во всей человеческой истории. А раз это настолько важная тема, то любому человеку имеет смысл исследовать и развивать умение любить.

© Дмитрий Лейкин (http://dmitry-leykin.ru)

Что такое самовоспитание?

«Мне нужен пинок», «Мне не хватает воли», «Меня не воспитали быть деятельным человеком» — подобные жалобы встречаются очень часто. Фактически, общий их смысл сводится к следующему: «Я недостаточно воспитан и мне нужно, чтобы кто-нибудь меня воспитал».

Здесь есть две новости – плохая и хорошая. Плохая – вряд ли кто-нибудь займется вашим воспитанием, если вы уже более-менее взрослый (или ребенок, родители которого не умеют воспитывать детей). Хорошая – вы можете воспитать себя сами. Вы можете заняться самовоспитанием.

Как делается самовоспитание? Вы удивитесь, но – проще простого. Самовоспитание делается точно так же, как воспитание других детей (людей).

То есть, вам всего лишь надо представить себя родителем самого себя. Вы – ребенок, и вы – родитель. Никакой разницы. Разве что в том, что сам от себя не убежишь…

И, соответственно, надо воспитывать себя. То есть говорить себе, что надо делать, что нельзя делать и так далее. «Надо» и «нельзя» — это вообще основы любого воспитания. Воспитание – это в любом случае насилие над ребенком, а самовоспитание – это насилие над собой. Но это хорошее, полезное насилие.

Тут, конечно, должны возмутиться сторонники «любящего воспитания детей» и «позитивного образа жизни». «Но разве», — скажут они, — «нельзя обходиться в воспитании/самовоспитании только позитивной мотивацией». «Можно», — отвечу я, — «только в результате получатся те самые взрослые дети из начала статьи, которые постоянно жалуются на недостаток пинков извне. А жалуются они потому, что никто их не пинал в детстве».

Воспитание «на позитиве», увы, просто не работает. То есть человеку, конечно, надо объяснить, как добиваться счастья и успеха в жизни. Но, во-первых, именно добиваться. А во-вторых, объяснить надо тоже насильственно, без права ребенка не слушать.

То же самое надо делать и с собой. Говорить себе, что надо сделать. Объяснять себе, что это тебе даст. Указывать, что надо делать обязательно, а что – ни в коем случае нельзя.

Почему это работает? А потому же, почему работает и обычное воспитание. Человек, действительно, устроен так, что его должен кто-то направлять. И при этом он сам может быть в обеих ролях — и направлять самого себя. Пользуясь терминологией Эрика Берна, когда Я-Родитель начинает управлять Я-Ребенком – рождается Я-Взрослый.

Не надо бояться насилия над собой. Приказывайте себе, заставляйте себя, ограничивайте себя – и вы будете получать от этого удовольствие. Я серьезно – вы будете получать от этого удовольствие! Миф о том, что насилие над собой всегда плохо – это миф. Те, кто в него верит, просто никогда не проверяли и не анализировали трезво реальное поведение людей.

Вспомните, как ваши родители воспитывали вас — и воспитывайте себя так же. Смотрите, как другие родители воспитывают других детей – и воспитывайте себя так же. Изучайте любые приемы воспитания людей людьми – и применяйте их сами к себе.

Человек может воспитать себя. Человек должен воспитать себя. Потому что только человек, постоянно воспитывающий сам себя, может в полном смысле этого слова быть человеком.

© Дмитрий Лейкин (http://dmitry-leykin.ru)