О пользе концентрации

В этой статье я объясню, что такое концентрация, как она делается и для чего она нужна.

Начну с того, что такое концентрация. Концентрацию можно описать формулой «Всё в одно». То есть, все ресурсы направлены на только одно явление, объект или действие.

Пример. Допустим, вы моете посуду. Чтобы мыть посуду сконцентрировано, надо смотреть на то, как моешь посуду, думать о мытье посуды и так далее. То есть, вся деятельность вашего тела и психики должна быть направлена на одно дело – мытье посуды.

Зачем это нужно? Зачем вообще нужна концентрация? Почему без нее часто невозможно обойтись?

Дело в том, что ресурсы человеческого тела и психики являются ограниченными. Они не бесконечны. И если вы пытаетесь вложить их в два дела одновременно – их не хватит ни на то, ни на другое.

Для любого дела есть минимальное количество ресурсов, необходимых для его совершения. Вы должны отдать ему достаточно размышлений, внимания и усилий, чтобы оно начало совершаться. А если вы одновременно с этим пытаетесь делать другое дело – то ресурсов не хватит.

Поэтому многие дела нам кажутся психологически и физически невозможными. На самом деле мы просто не пробовали сконцентрироваться только на них. Потому что когда мы не сконцентрированы – ресурсов у нас не хватает и дело становится невозможным. А когда сконцентрированы – хватает и оно становится возможным. Одно и то же дело. Разница – только в нашей концентрации.

По причине нехватки концентрации мы не доводим многие дела до конца и застреваем в них. Я напишу странную на первую взгляд вещь – мы впадаем в зависимость от тех или иных действий не потому что мы на них слишком зациклены, а наоборот – потому что мы недостаточно сконцентрированы на них.

Пример – интернет-зависимость. Мы долго сидим в интернете вовсе не потому что мы не можем от него отвлечься. Мы долго сидим в нем потому, что мы хотим что-то из этого получить, но не получаем, потому что недостаточно сконцентрированы. А если мы сконцентрируемся, то быстро доделаем то, что хотели от интернета, и сразу сможем заняться чем-нибудь другим.

В этом смысле становится даже не важно, на чем именно концентрироваться. Если дело, на котором мы концентрируемся, нам не нужно, мы быстро потеряем к нему интерес. А если оно нам нужно – мы его быстро доделаем и займемся другим делом.

Концентрация полезна не только в плане дел, но и в плане исследований. Дело в том, что для того чтобы изучить какой-либо объект или явлением, тоже надо на нем сконцентрироваться. Долго на него смотреть, слушать, щупать, делать с ним что угодно – но только с ним. Маленькие дети, которыми мы все когда-то были, именно так, кстати, и изучают мир – то есть, мы уже использовали когда-то концентрированное исследование мира. Надо просто снова начать этим заниматься.

Вообще, есть такая гипотеза, что способность заниматься более сложными, великими и результативными делами прямо зависит от умения концентрироваться. Потому что для таких дел нужно больше всего ресурсов, что может быть достигнуто только в результате концентрации. Ведь действительно, в результате концентрации многое невозможное становится возможным.

Поэтому – начинайте делать каждое дело сконцентрировано. Тогда каждое дело вы станете делать лучше, а самих дел – станет больше. И тогда вы сможете добиться самых высоких результатов во всех областях своей жизни.

© Дмитрий Лейкин (http://dmitry-leykin.ru)

Почему надо учиться всегда, всему и у всех

Многие люди думают, что учиться надо только ограниченное количество лет, только в специальных учебных заведениях и только у людей, которые официально занимаются преподаванием.

Однако, это вовсе не так. Учиться надо всегда, всему и у всех людей. Сейчас я объясню, почему это так и как это делать.

Начну с того факта, что мы с самого рождения именно так и учимся. В первые годы жизни мы научились ходить, говорить и пользоваться горшком не у специальных учителей, а у родителей. Потому что именно родители были людьми, которые проводили с нами тогда почти всё время. И, как ни странно, мы всему этому прекрасно научились.

Но это было не только в младенчестве. Если внимательно проанализировать свою жизнь, становится ясно, что большинству своих навыков мы учились не на уроках, а просто наблюдая за поведением других людей и копируя его. Нас не учили специально, как вести себя в обществе – но мы наблюдали за другими людьми, делали то же самое, что и они – и научились, как себя вести.

Последнее предложение, кстати, объясняет, как же учиться у людей, которые специально нас ничему не учат. Да очень просто – наблюдать за ними и делать то же самое, что и они. Очевидно, нельзя научиться чему бы то ни было, не сделав то же самое самому.

Посмотрите, что делают другие люди. Посмотрите, какие результаты они получают. Оцените эти результаты. Сделайте то же самое. Посмотрите, какие результаты вы получили. Оцените свои результаты.

Вообще, «обезьянничанье», повторение за другими для обучения – это самый базовый способ обучения, «вшитый» в нашу биологию. Это самый естественный способ обучения. И он является единственным, если мы чему-то учимся у других сами, а не на обучающих курсах.

Но, вообще, почему надо чему-то учиться? Разве человек не может придумать что-нибудь сам?

Ответ покажется вам неожиданным – нет, не может. Человек ничего не может придумать сам, из ничего. Человек может придумать что-то только исходя из уже существующих исходных данных.

То есть, конечно, он может попробовать что-то придумать, исходя только из своего личного опыта. Но тогда неизбежно окажется, что он «изобретает велосипед». То есть, изобретает то, что уже давно было изобретено и превзойдено. Так, например, различные «гениальные» идеи о том, как обустроить страну, как правило были опробованы и опровергнуты еще два-три тысячелетия назад.

Современные велосипеды, к слову, существенно отличаются от своих первых вариантов. Они намного удобнее, надежнее и быстрее. И если мы будет игнорировать существование современных моделей велосипедов, мы «изобретем» что-то такое же неудобное, ненадежное и медленное, как первые модели. Естественно, такое «изобретение» не выдержит конкуренции даже с самым простым и дешевым современным велосипедом.

Другой пример. Основатели компании «Гугл», разработавшие наиболее эффективную поисковую систему, не изобретали поисковые системы с нуля. Они изучили, как работают уже существующие и улучшили в них сортировку результатов. И, в результате, обошли всех конкурентов. Кстати, в «Гугле» и сейчас при разработке новых продуктов используется такой же «научный» подход к делу. То есть, они сначала изучают уже существующие аналогичные продукты, а также академические исследования в области информатики. И только потом делают свой продукт, который часто оказывается лучше всех остальных (так, например, был создан браузер «Хром»). Естественно, «изобретатели велосипедов» продукт такого качества не создадут никогда.

Вообще, надо понимать, что за любым изобретением стоят миллионы людей, жившие на протяжении тысячелетий. Вы никак не сможете повторить их опыт в течение одной своей жизни. Поэтому вы никак не сможете изобрести сами то, что было изобретено до вас. Вы можете только научиться пользоваться уже изобретенным – и только потом начать его улучшать. Вы же не изобретали сами тот язык, на котором сейчас говорите?

Теперь, скорее всего, у вас может возникнуть другой вопрос – а почему надо учиться у всех людей? Может, все-таки надо учиться только у некоторых?

Объясню, почему все-таки учиться надо у всех людей. Потому что ни один человек не может уметь всего. И любой другой человек, скорее всего, хоть в чем-то, но разбирается лучше вас. Поэтому только обучаясь у всех людей вы можете освоить максимум из всех возможных областей. Фактически, только обучаясь у всех людей вы сможете научиться всему.

Каждый человек – учитель. Даже если он не пытается чему-то учить. И каждый человек – ученик. Даже если он не пытается специально учиться. Но лучше, конечно, пытаться учиться специально. Тогда обучение пойдет быстрее и эффективнее.

Поэтому – учитесь всегда, всему и у всех людей. Потому что только такое обучение будет максимально эффективным. И только при таком обучении вы всю жизнь сможете развиваться и не отставать от у других людей.

© Дмитрий Лейкин (http://dmitry-leykin.ru)

О пользе нормальности

В современное мире есть такая сильно распространенная мода, как «быть не как все». Быть уникальным, быть необычным, быть оригинальным. Звучит это красиво и романтично. Вот только есть серьезные сомнения в том, что такой подход действительно имеет смысл.

Начнем с вопроса, что такое нормальность. Нормальность – это то, как ведет себя большинство в том обществе, в котором вы находитесь. Или, по крайней мере, в каком-то из обществ, которому вы можете принадлежать.

Соответственно, нормальное поведение есть поведение большинства. То есть, большинство (возможно, даже несколько поколений большинства) уже опробовало такой способ поведения и предпочло ему придерживаться.

Иными словами, у способа поведения большинства есть определенные плюсы – иначе такое количество людей не стало бы его выбирать. А значит, выбирая обычный способ поведения, вы становитесь как минимум не хуже большинства – а это уже немало.

Выбирая же необычный способ поведения, вы будете либо лучше, либо хуже большинства. Однако, вероятнее всего, будете хуже. Сейчас я объясню, почему.

Дело в том, что для того чтобы стать лучше большинства, надо вначале стать не хуже большинства, то есть нормальным. И уже потом, став нормальным, начать улучшать себя, чтобы стать лучше большинства. Но, для этого, вначале надо стать равным большинству. И только потом – расти дальше.

Если же вы сразу предпочитаете быть не таким, как все, то, скорее всего, вы будете хуже всех. Потому что быть не хуже всех вы не умеете, потому что не учились. А значит, ваша необычность, скорее всего, будет негативного толка.

Есть и другой плюс нормальности – он заключается в том, что в большинстве случаев вы будете сразу знать как себя вести. То есть, если вы не знаете, как себя вести в том или ином случае, ведите себя нормально – скорее всего, это сработает. По крайней мере, это, как правило, будет лучше, чем не вести себя никак.

Я знаю, что мои слова будут звучать весьма необычно (извините за каламбур) в современном обществе, потому что культ необычности сейчас действительно очень силен. Более того, вокруг полно примеров, мол, вот был такой-то гений, и у него были такие-то необычные странности.

Но у меня есть контраргументы. Во-первых, гении становятся гениями не потому, что были необычными, а потому, что сделали нечто полезное для общества. Во-вторых, небольшие странности есть у каждого человека, и это как раз нормально. И, в-третьих, абсолютное большинство людей со странностями становятся не гениями, а совсем наоборот.

Бытует также мнение, что нормальность – это скучно. Однако, скука и нормальность никак не связаны. Скука связана с отсутствием любопытства и осмысленной деятельности, а вовсе не с тем, насколько ты оригинален. Более того, люди, считающие себя оригинальными, как правило, скучают намного чаще, чем какие-нибудь обычные грузчики.

Вообще, люди, стремящиеся к необычности, страдают куда чаще, чем обычные люди. Потому что они плывут против общего течения – и вовсе не обязательно за каким-то особым сокровищем. И даже если они и найдут какое-то особое сокровище, наслаждаться этим сокровищем им придется в гордом одиночестве. Потому что все остальные люди находятся в каком-то другом месте и разделить с нашедшими их радость не смогут.

Оригинальность только кажется перспективной. На самом же деле все «оригинальное» рождалось на основе обычного. Просто немного переосмысленного и немного измененного. Но обычное – всегда лежало в основе.

Поэтому – будьте обычными, нормальными и стандартными. Как ни странно, это сильно улучшит вашу жизнь.

© Дмитрий Лейкин (http://dmitry-leykin.ru)

О вреде слов

Слова – это одно из главных свойств человека, отличающих его от животных. Вообразить людей, лишенных сложноорганизованного языка, практически невозможно. Точнее, возможно, конечно, но это будут уже не люди.

С помощью слов люди стали способны к передаче сложной информации между собой. Слова используются в разговоре, мышлении и на письме. Человек так привык оперировать словами, что затрудняется представить, как это возможно – существовать без слов.

И в этом, собственно, и заключается вся проблема. Потому что слова обладают одним очень неприятным свойством – они начинают подменять человеку реальную жизнь. Ту жизнь, которая была до слов.

То есть, реальность, вообще-то говоря, человек воспринимает без слов. Он ее видит, слышит, ощущает – но он ее не думает. По крайней мере, сначала. Но потом поверх чувственного восприятия реальности начинают накладываться слова – и начинаются проблемы.

Почему именно проблемы? Потому что помимо, так сказать, «реальности первого уровня», у человека возникает «реальность второго уровня», состоящая из слов. Точнее, даже множество «реальностей второго уровня», потому что одну и ту же чувственную реальность можно описывать словами совершенно по-разному. Словами вообще можно описывать то, чего нет в реальности – то есть, врать. Врать без слов, кстати, невозможно. Ложь – это функция слов.

И этих словесных реальностей становится со временем слишком много. Они становятся слишком сложными и запутанными. Человек придумывает их сам и черпает у других людей – и, в конце концов, все больше и больше запутывается в словах.

То есть, человек в своей жизни начинает реагировать не на то, что он видит, слышит и ощущает непосредственно – а на слова, которые он думает, слышит или читает. Зациклился он на словах, что все люди враги – будет с ними враждовать. Зациклился на словах о том, что может проходить сквозь стены (радикальный пример, конечно) – будет биться о стены лбом. Зациклился на словах, что он ни на что не способен – и никогда даже не попробует сделать хоть что-нибудь, чтобы проверить свои силы.

Все это – слова. В непосредственно воспринимаемой реальности всего этого не происходит. Но человек настолько окружил себя словами, что непосредственно воспринимаемую реальность просто перестал замечать. Она скрыта от него за бесконечной чередой слов. Он перестал ее замечать.

Человек начинает верить в слова. В идеи. В концепции. Жить, исходя из них. И удивляться, почему в жизни происходит вовсе не то, что должно происходить, если исходить из тех слов, на которые он ориентируется. Но он продолжает точно так же ошибаться – поскольку что-либо, кроме слов, он замечать уже разучился.

Как же решить эту проблему? Ответ очевиден: начать уменьшать концентрацию слов в своей жизни. Меньше читать слов. Меньше говорить слов. Меньше слушать слов. Больше обращать внимание на те части реальности, где слова отсутствуют.

Если вы начнете так поступать, вы постепенно начнете замечать первичную реальность – которую вы просто видите, слышите и ощущаете. Начнете видеть свет солнца. Слышать шум реки. Ощущать землю у себя под ногами. Воспринимать элементарные вещи, которые вы давно разучились воспринимать.

И тогда вы внезапно обнаружите, насколько те слова, на которые вы ориентировались раньше, не соответствуют действительности. Насколько они искажают ее. Насколько ее упрощают. И насколько запутанными выглядят другие люди, до сих пор находящиеся в плену слов.

И тогда вы сами наконец-то перестанете быть рабами своих слов. Вы, наоборот, станете их хозяевами. Вы сможете использовать любые слова, какие вам вздумается – поскольку это всего лишь слова, то какая разница? Вы сможете начать играть словами. Вместо того, чтобы позволять словам играть вами.

Но для этого – вам надо научиться видеть мир без слов. В этом нет ничего сложного. Просто вы привыкли обращать внимание только на слова. Точно так же вы сможете научиться обращать внимание не на слова – тем более, что в глубоком детстве, до того, как вы овладели языком, вы только не на слова внимание и обращали.

Слова – это инструмент. Всего лишь инструмент. Инструментом можно и нужно пользоваться – но не во вред себе. И, если в данный момент этот инструмент вам не требуется – отложить его в сторону. Начать обращать внимание не на инструмент, а на всю остальную жизнь, которая разворачивается помимо него.

В конце концов – очень странно жить исключительно ради инструмента.

© Дмитрий Лейкин (http://dmitry-leykin.ru)

Что есть реальность?

Одна из самых интересных особенностей человека, которая одновременно является и его силой, и его слабостью (зависит от того, как ею пользоваться) – это способность считать реальностью все что угодно. Или, выражаясь иначе, создавать реальность из чего угодно.

Возможно, вы этого никогда не замечали, но вы постоянно живете одновременно в нескольких реальностях. Сейчас я вам их перечислю, и вы это поймете. Итак, реальностью могут быть:

— Обычный, «материальный» мир.
— Сны.
— Мысли.
— Воображение.
— Эмоции.
— Чувства.
— Ощущения.
— Научные, религиозные, философские концепции.
— Стереотипы.
— Мечты.
— Слова других людей.
— Книги.
— Газеты.
— Телевидение.
— Интернет.
— Фильмы.
— Сериалы.
— Музыка.
— И так далее.

Все эти реальности могут как пересекаться друг с другом, так и полностью друг другу противоречить. Что, в свою очередь, порождает следующий вопрос: а какая из этих реальностей – настоящая?

Ответить на этоn вопрос можно двояко.

Во-первых, можно сказать, что все реальности одинаково реальны. Раз они для вас существуют, значит они – реальны, несмотря на все противоречия между ними. Реальностью является всё одновременно, ничего исключать нельзя.

Во-вторых, с другой стороны, практика – критерий истины. Реальным надо считать ту реальность, которая наиболее помогает вам по жизни. Иными словами, не все реальности одинаково полезны. Например, если вам кажется, что вы ни на что не способны, все вас ненавидят и лучше повеситься – возможно, вам следует несколько откорректировать свое мировоззрение.

Короче говоря, реальностью можно считать все что угодно. Помня при этом, что все реальности условны и равноправны. И что вы можете в любой момент начать считать реальностью что-нибудь другое.

На мой взгляд, в большинстве случаев имеет смысл считать реальностью то, что считает реальностью большинство известных вам людей. По крайней мере, они как-то жили с таким мировоззрением, и ничего. Также часто имеет смысл считать реальным то, что вы непосредственно видите, слышите и ощущаете – по крайней мере от этого достаточно трудно отмахнуться. Но это не значит, что такими реальностями следует ограничиваться.

Вообще, в идеале, каждый человек должен постоянно формировать и менять свою реальность. Корректировать ее в соответствии со своим новым жизненным опытом. Менять свое мировоззрение. Менять свою картину мира. И смотреть, стало ли ему от этой перемены лучше или хуже.

Реальность – это то, что вы считаете реальностью. Устраивает ли вас ваша реальность? Если нет, то вы вполне можете ее поменять.

© Дмитрий Лейкин (http://dmitry-leykin.ru)

Зачем нужен альтруизм или Причина великой мотивации

В современном мире процветает индивидуализм. Идея того, что «жить надо только для себя» настолько сильна, что необходимость делать что-то для других приходится строго аргументировать. Именно этим я в этой статье и займусь.

У каждого человека есть какое-то количество сил или энергии, которые он может потратить на деятельность. Также у него есть какое-то количество личных потребностей, которые можно удовлетворить той или иной деятельностью. И причиной необходимости альтруизма является то, что энергии у человека намного больше, чем требуется на удовлетворение его личных потребностей.

То есть, если мы посмотрим на личные потребности человека, то окажется, что они весьма и весьма невелики. По сути, чисто для себя, без всякой связи с другими людьми, человеку нужны еда, вода, одежда, крыша над головой и (не обязательно) небольшое количество развлечений. Все остальные потребности уже являются коллективными. То есть, все остальные потребности – заключаются в том, чтобы сделать что-то не для себя, а для других.

Что интересно, у современного человека, благодаря высокому уровню жизни, сил на альтруизм остается намного больше, чем у его предков. Предкам действительно приходилось в поте лица трудиться, чтобы хватило только на выживание – современному человеку на выживание нужно минимальное количество денег и, соответственно, труда. То есть, современный человек нуждается в альтруизме больше, чем более древние поколения.

Выражается это, кстати, в том, что мы называем «ленью», «депрессией» или «утратой мотивации». То есть, практически мгновенно удовлетворяя свои личные потребности, современный человек не понимает, что ему делать дальше. Поскольку его приучили «жить для себя», а «делать для других» он привык считать неким подобием насилия над собой – он просто не знает, чем себя занять. И в результате не занимается вообще ничем, жалуясь на «утрату мотивации».

При этом, если такой человек начнет все-таки делать что-то не только для себя, но и для других – мотивация немедленно появится. Более того, эта мотивация окажется практически бесконечной. Потому что потребности всего человечества – практически бесконечны, и делать что-то для других можно практически бесконечно. По крайней мере, действий для других на порядки больше, чем личной энергии у отдельного человека, а значит, он сможет вложиться в эти действия целиком. А именно этого и не хватает человеку для счастья – полностью вложить во что-то всю свою энергию.

Вообще, если мы посмотрим на людей, совершающих великие дела, то увидим, что эти дела всегда направлены на огромные массы людей. Великие ученые совершают открытия, облегчающие жизнь всему человечеству. Великие писатели излагали мысли, важные для всех. Великие руководители создавали организации, несущие пользу миллионам и миллиардам. Что характерно, все эти люди никогда не жалуются на недостаток мотивации. Напротив, они могут разве что жаловаться, что жизни не хватает на то, чтобы реализовать всё, что задумано.

Те же, кто упорно пытается «жить для себя», впадает либо, как я написал выше, в лень, либо в безумие, связанное с бесконечным накопительством. Последнее мы можем видеть у миллиардеров, увеличивающих свое состояние любыми средствами, но не делающих при этом ничего полезного. Бывает, впрочем, и обратное явление – когда человек тратит безумные средства на абсолютно бессмысленные вещи (такое можно заметить у детей миллиардеров, прожигающих деньги родителей, либо же у резко разбогатевших популярных киноактеров). Счастливыми, что характерно, не являются ни первые, ни вторые, ни третьи – несмотря ни на какое богатство. Потом что они при этом свои силы все равно практически ни на что не тратят.

Таким образом, единственный способ быть полностью счастливым и обрести мотивацию для деяний любой величины – это начать делать что-то не только для себя, но и для других. Потому что только в делах ради других возможна великая мотивация. И великая самореализация – тоже.

© Дмитрий Лейкин (http://dmitry-leykin.ru)

Ответ на главный вопрос психологии

Кажется, я нашел ответ на главный вопрос психологии. Главный вопрос психологии, если вы не в курсе, заключается в следующем: как найти мотивацию, чтобы начать действовать?

Так вот, ответ заключается в следующем: не искать. То есть, я имею в виду, что ИМЕННО ПОИСК МОТИВАЦИИ МЕШАЕТ ЧЕЛОВЕКУ НАЧАТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ. Человек вместо того чтобы начать действовать, «ищет мотивацию». Потому что у него есть такая ложная идея в голове — если надо действовать, вначале найди мотивацию. И он ее «ищет». В итоге теряя на это часы, месяцы и годы, так и не начиная при этом действовать. А вот если не искать мотивацию, действовать точно придется, потому что больше делать будет нечего.


Читать дальше →