Баланс внимания

Гармония жизни – это гармония внимания. Баланс жизни – это баланс внимания.

Сейчас поясню, что это значит.

Что такое внимание? Это что-то вроде фокуса восприятия (как в фотоаппарате). Это как луч, высвечивающий разные объекты из темноты. Каждый человек в каждый момент времени на что-то обращает внимание (если он, конечно, находится в сознании).

Внимание постоянно перемещается по пространству нашего восприятия. Постоянно скачает с объекта на объект. За счет того, что внимание постоянно перемещается, мы воспринимаем мир в целом, замечая каждый из его объектов.

Внимание – это основа нашего переживания жизни. Основа нашей психики. Основа того, что мы вообще воспринимаем реальность.

И на этом, самом глубоком уровне – уровне внимания – у человека могут возникать проблемы.

Суть этих проблем – дисбаланс внимания. То есть, когда внимание начинает обращаться не на все объекты, а на их узкую категорию. Или обращает внимание на какие-то объекты слишком много, а на другие – слишком мало.

Вариантов для дисбаланса внимания множество. Кто-то слишком много внимания обращает на мысли, кто-то на ощущения. Кто слишком много внимания обращает на внешний мир, кто-то – на внутренний. Кто-то слишком много внимания обращает на других людей, кто-то – на себя. Возникает дисбаланс.

И ошибка всех ограничивающих учений и мировоззрений заключается в том, что они утверждают, что какие-то объекты важнее для нашего внимания, чем другие. Что на одни объекты надо обращать внимание всегда, на другие – никогда. Причем, это даже работает – очень короткое время, при условии, если баланс был перекошен в противоположную сторону. Но, после того как баланс выровняется, он опять начинает нарушаться – в ту сторону, про которое говорит учение. И у человека опять возникают проблемы.

Разумеется, бывает, что внимание надо обратить на что-то одно. Например, когда мы работаем, наше внимание сосредоточено на работе. Но это имеет смысл лишь на какое-то время. После этого внимание должно быть обращено и на другие воспринимаемые явления.

Как я уже написал, в каждый момент времени внимание обращено на один объект – и это нормально, иначе просто не бывает. Вопрос лишь в том, что глобально, с течением времени, внимание должно быть равномерно обращено на каждое из явлений. Каждому явлению уделить примерно одинаковое время обращения внимания на него.

И что делать, если ваше внимание дисбалансировано? Оценить, на какие явления вы обращаете внимание чаще, на какие – реже или вообще никогда, и начать, соответственно, чаще обращать внимание на последние. Разумеется, не прекращая обращать внимание на первые совсем, чтобы снова не возник дисбаланс.

Потому что полноценная жизнь – это когда внимание обращается на каждое из доступных для него явлений, без всякого исключения. Любая другая жизнь – неполноценна.

© Дмитрий Лейкин (http://dmitry-leykin.ru)

Что такое познание

Познать можно только то, что есть. Нельзя познать то, чего нет. Это кажется банальностью, но я сейчас объясню, что из этого следует.

Обычно, когда человек говорит о познании, он предполагает, что речь о получении новой информации. О чем-то новом, о том, чего не было. Однако в том-то и дело, что это не так. Точнее, не совсем так. Эта информация является новой только для этого человека. Но она была еще до момента познания – иначе бы нечего было познавать!

Поясню на примере. Допустим, вы нашли на своей одежде грязное пятно, которое надо отмыть. Информация о том, что пятно существует – для вас новая информация. Но ведь пятно уже было! Если бы его не было – вы бы не смогли его обнаружить!

То есть, познание – это не приобретение «абсолютно новой» информации. Это обнаружение фактов, которые уже существуют – но вы их не замечали.

Это очень важно. Это значит, что вся информация УЖЕ ЕСТЬ, но вы ее просто еще не ЗАМЕТИЛИ!

То есть, способность к познанию – это не способность строить сложные мыслительные конструкции, а способность замечать всё больше ранее не замеченных фактов. Познание – это не результат мышления, а результат поиска в реальности того, что вы в ней еще не заметили.

При этом можно сказать, что в реальности всегда есть то, что мы в ней не заметили. Как бы много мы уже не узнали, всегда можно заметить еще что-то новое. А ведь, кроме того, в реальности все постоянно меняется – и эти изменения тоже можно заметить!

И не только можно, но и нужно. Поскольку, чем больше фактов мы заметили в реальности – тем больше у нас появляется возможностей. Возможностей сделать, возможностей изменить, возможностей просто наслаждаться жизнью.

А точнее говоря, сам процесс познания – и есть основа наслаждения жизнью. Потому что человек устроен так, что наслаждается жизнью только в момент познания. То есть в момент, когда он замечает что-то новое для себя.

Поэтому – учитесь познавать реальность. Учитесь замечать в ней то, что не замечали раньше. И помните – в реальности уже есть вся необходимая вам информация.

Просто вы ее еще не заметили.

© Дмитрий Лейкин (http://dmitry-leykin.ru)

О замедлении действий

Замедление своих движений и действий – техника, полезная со многих точек зрения. Сейчас объясню, почему.

Это связано с техникой бездействия, которую я описывал в другой своей статье. Когда мы не действуем и не двигаемся, наше внимание направляется в пространство внутри нашего тела, и таким образом мы повышаем контакт со своим внутренним миром. А когда мы повышаем контакт со своим внутренним миром – наш внутренний мир начинает улучшаться, проблемы в нем начинают решаться.

Однако, не всегда имеется возможность полностью не действовать и не двигаться. Кроме того, далеко не у всех сходу получится полностью перестать действовать. Для многих это очень трудно. Поэтому возможен компромисс – в виде замедления действий. Вы продолжаете что-то делать и как-то двигаться – но медленнее, чем обычно.

Казалось бы, от этого эффективность действий должна падать. Но на самом деле, как ни странно, все происходит наоборот – она растет. Почему? А все дело в том, что с понижением скорости увеличивается внимательность.

Когда мы двигаемся быстро – мы просто не успеваем отслеживать собственные движения. И, в результате, достаточно слабо их воспринимаем. А когда мы двигаемся медленно, мы можем рассмотреть свои движения и действия в мельчайших подробностях. Когда мы внимательны к своим действиям – они, естественно, становятся более эффективными.

Кроме того, когда мы действуем более медленно, мы совершаем меньше ошибок. Потому что мы успеваем заметить ошибку прежде, чем ее совершим.

Далее, как я уже написал, замедление движений – хороший переходный этап для полного прекращения движений, чтобы мы получили возможность как следует рассмотреть свой внутренний мир. Сходу прекратить движения трудно, а вот сначала их замедлить, а потом полностью прекратить – намного легче.

Есть еще и психосоматический аспект, который заключается в том, что когда вы двигаетесь медленно – намного сложнее беспокоиться, волноваться или паниковать. Любая паника – это всегда повышенная скорость движений. А пониженная скорость движений с паникой несовместима.

Можно заметить, например, что когда в кино показывают спокойных, уверенных в себе профессиональных людей – скорость их движений всегда немного понижена. Их действия точные, но не быстрые. И напротив, когда хотят показать паникующих, истерящих, суетливых людей – их движения нарочито ускорены, небрежны и неаккуратны. Вообще, то, что мы называем аккуратностью – заключается именно в замедлении движений тела.

Так что, замедлить движения тела – это еще и быстрый способ успокоиться.

Итого. Если вы не имеете возможности или навыка прекратить свои действия или вам все-таки надо что-то делать – просто замедлите свои движения, и ваша эффективность, спокойствие и удовольствие от жизни – повысятся. Замедление движений тела – это хороший способ улучшить свою жизнь и при этом продолжать совершать действия, причем даже эффективнее, чем раньше.

Или, если одним предложением, если не надо двигаться – не двигайтесь, а если надо – двигайтесь медленно.

© Дмитрий Лейкин (http://dmitry-leykin.ru)

Фундаментальные принципы саморазвития

В общем, фундаментальные принципы саморазвития получаются такие:

1. Развитие «себя» — это развитие всего, что находится в пределах твоего тела.
2. Развитие происходит через познание, познание — через наблюдение.
3. Чтобы эффективно наблюдать за телом, необходимо физически не двигаться.

В общем-то, похоже на всё те же випассану или дзадзен, но без упора на любые цели, кроме все более глубокого и детального и познания всего, что внутри твоего тела.

Естественно, таким же образом можно познавать и любой другой объект, но тело — это фундамент для всего остального, начинать надо с него.

Ну и, понятно, это не значит, что круглые сутки всю свою жизнь надо тупо сидеть и не двигаться. В этом случае исчезает смысл развития — оно ни к чему не применяется. Речь о том, чтобы должный процент времени был отведен на эту практику. Тогда начинает расти и все остальное.

© Дмитрий Лейкин (http://dmitry-leykin.ru)

Цель жизни - в том, чтобы менять мир

Кажется, я понял, от чего на самом деле зависит удовлетворение человека своей жизнью.

Оно зависит от того, насколько сильно человек влияет на мир. Или, другими словами, меняет мир. В общем, от количества изменений, которые человек в мир приносит.

То есть, если человек прожил жизнь, но при этом никаких изменений в мир не привнес — это всё равно, как если бы этого человека никогда не было. То есть, человек, который не влияет на мир — то же самое, что человек, который не живет. Человек, не влияющий на мир, ощущает себя мертвым.

И, собственно, в этом и есть секрет мотивации и отсутствия лени. Если нет осознания этой задачи — менять мир, — то и мотивации не будет, и действий не будет. Или будут такие действия, от которых ничего не меняется. Или мало меняется. И, как следствие, жизнь перестанет удовлетворять.

И как же менять мир? Да как угодно! В традиционном, «животном» смысле — это, например, размножаться. Разумеется, человек обладает бесконечно большим количеством способов влияния на мир, чем простое размножение. Но суть не меняется — ты создаешь в мире что-то, чего раньше в нем не было. Или хотя бы меняешь то, что в нем было. Например, даже переставить чашку с одного стола на другой — тоже изменение мира. Хотя, конечно, маленькое. Ограничиваться им не стоит.

Итого. Цель, задача и смысл человеческой жизни — в том, чтобы менять мир. Когда ты меняешь мир — ты чувствуешь, что твоя жизнь наполнена. А когда не меняешь — пуста.

© Дмитрий Лейкин (http://dmitry-leykin.ru)

Повышение детализации восприятия

Развитие человека – прямое следствие того, насколько детализировано он воспринимает реальность.

Поясню, что это значит.

Возьмите в руки чашку. Можно видеть чашку как просто чашку, как цельный объект. А можно видеть в ней ручку и емкость для жидкости. Можно обратить внимание на форму ручки и емкости. На материал, из которого они сделаны. На их цвета, вес, фактуру поверхности и так далее. Это – рост детализации восприятия чашки.

Другой пример – эмоции. Человек обычно может определить, что он, к примеру, злится. Но он обычно не замечает, что злость состоит из определенных мыслей и определенных ощущений. Причем эти ощущения тоже расположены в определенных местах тела, имеют размеры, форму, вес, плотность, температуру и прочие характеристики. Это – рост детализации восприятия эмоции.

Пример из области литературы. Есть такой литературный персонаж – Шерлок Холмс. Он известен тем, что по мельчайшим деталям способен делать очень точные выводы. Он специально тренировал свое внимание так, чтобы замечать различные мелкие детали, которые не замечают другие люди. И когда таких деталей накапливается достаточное количество, он способен практически безошибочно восстановить историю преступления.

Но зачем все-таки нужен рост детализации восприятия? Почему именно он лежит в основе нашего развития? Дело в том, что чем больше мы видим деталей – тем более точно мы знаем ситуацию и тем больше возможностей у нас на нее повлиять.

Например, если для нас телевизор – это просто коробка с картинкой и кнопками, то в случае любой его поломки мы ничего не сможем сделать. Разве что вызвать мастера. А если мы знаем, из каких деталей состоит телевизор и как эти детали между собой соединены и взаимодействуют, то мы можем починить телевизор самостоятельно и не платить мастеру деньги.

Пример из моего личного опыта. У меня в ноутбуке сломалась клавиатура. Я выяснил, как эта клавиатура снимается, как подсоединяется другая, и где посмотреть на ней ее модельный номер. По этому модельному номеру я нашел, где купить новую клавиатуру для ноутбука, точно такую же, как была. Это стоило всего 1000 рублей. Если бы я пошел в сервис-центр, то ремонт обошелся бы мне в 3-5 раз дороже. А если бы я еще и не знал, что существуют сервис-центры, то мне бы пришлось покупать новый ноутбук – а он стоит в 25 раз дороже своей клавиатуры!

Это касается, разумеется, не только электроприборов, а вообще любых предметов, ситуаций и отношений с другими людьми. Например, вы не можете полностью изменить другого человека так, чтобы он соответствовал вашему идеалу. Но вы можете внимательно изучить все детали поведения этого человека и понять, как с ним взаимодействовать наиболее эффективным образом.

То есть, чем больше мы видим деталей – тем больше у нас возможностей и точек влияния.

Самое интересное, что многие, казалось бы, сложные и неразрешимые ситуации, если повысить детализацию их восприятия, становятся простыми и легко разрешимыми. Потому что мы видим, что именно не так, и что именно можно сделать, чтобы ситуацию исправить.

А неприятные внутренние переживания, если рассматривать их во всех деталях, обычно от этого просто исчезают. Совсем.

Еще один факт: чем больше деталей мы замечаем, тем более красивым становится для нас мир. Вы можете проверить. Чем больше визуальных, звуковых или тактильных деталей вы замечаете – тем более красивым становится ваше восприятие мира.

Таким образом – тренируйтесь видеть мелкие, тонкие и малозаметные детали во всем. От этого полностью зависит эффективность вашей жизни.

© Дмитрий Лейкин (http://dmitry-leykin.ru)

Про лень

На мой взгляд, единственная причина так называемой «лени» заключается в том, что человек ставит перед собой невозможные, чересчур абстрактные задачи. Не конкретные действия, которые можно выполнить конкретно здесь и конкретно сейчас, а нечто размытое.

«Заработать денег» вместо «отослать резюме в фирму такую-то», «навести чистоту» вместо «помыть посуду в кухонной раковине», «улучшить физическую форму» вместо «сделать десять приседаний» и так далее.

Как только вы поставите перед собой конкретную задачу, которую точно знаете, как сделать — вы либо немедленно ее сделаете, либо абсолютно точно поймете, что этого вам делать не надо. И начнете решать, что вам делать вместо этого.

Конкретные действия можно сделать, абстрактные — нельзя.

Определите, какое конкретное действие вам сейчас сделать — и вы его сделаете!

© Дмитрий Лейкин (http://dmitry-leykin.ru)

Абстрактное и конкретное

Первое, что важно понимать – в реальности никаких абстракций не существует. В реальности существуют только конкретные объекты и явления. А все абстракции существуют исключительно в человеческом мышлении.

Например, в реальности существует конкретная береза, растущая под вашим окном. Но ее можно абстрагировать вместе со всеми остальными деревьями в абстрактном слове «дерево». Далее, можно сделать еще большую абстракцию – «растение». И еще большую – «живое существо». И еще большую – «материальный объект». И даже еще большую – просто «объект».

То есть, абстракция – это некое обобщение конкретных явлений. Множество разных деревьев можно назвать словом «дерево». По сути – бесконечное множество деревьев можно назвать таким словом. Но в реальности «дерева вообще» нет. Ни одного «дерева вообще» в реальности не существует.


Читать дальше →