Почему позитив никогда не работает?

Потому что позитив — это цель, а не средство. Это результат, а не способ его достижения.

А что является способом? Негатив. Деструкция. Уничтожение. Негатив — это способ достижения позитива!

Прекратить лишние дела. Выбросить ненужные вещи. Устранить лишние ограничения. Прекратить тратить время впустую. Уничтожить стену там, где надо пройти. Вынести из квартиры грязь и мусор.

Негатив — это очищение. Освобождение. Уничтожение препятствий.

Уничтожьте все лишнее — и то, что останется, будет нужным. И этому нужному не будет мешать лишнее.

Невозможно, короче говоря, достичь позитива напрямую. Он появляется там, где уничтожен негатив. Где негатив направлен на негатив. Где минус на минус дает плюс.

Откажитесь от того, что вам не нужно — и у вас будут ресурсы, чтобы добиться того, что вам нужно.

Если вы не знаете, что вам нужно — последовательно отказывайтесь от всего, что сейчас делаете и имеете. То, от чего вы не сможете отказаться — и будет вашим.

Повторю это еще раз.

ВАШЕ — ЭТО ТО, ОТ ЧЕГО ВЫ НЕ МОЖЕТЕ ОТКАЗАТЬСЯ.

От всего остального — лучше откажитесь прямо сейчас. Потому что оно мешает вам уже давно и будет продолжать мешать до тех пор, пока вы не откажитесь. Потому что оно мешает вам прямо сейчас.

Если не убрать барахло со стола, за ним нельзя будет работать. Если не вынести мусор, он будет вонять и отвлекать. Если не отказаться от бесконечного чтения интернета — не получится начать заниматься чем-либо еще.

То есть, всегда начинайте с негатива. Всегда сначала убирайте лишнее. Всегда сначала освободите себе ресурсы.

Негатив — потом позитив.

Сначала уничтожение — потом созидание.

И только тогда оба полюса начнут работать.

© Дмитрий Лейкин (http://dmitry-leykin.ru)

Изменения – необходимое условие для развития

Любое развитие подразумевает изменения. Это логично – если ничего не меняется, то это не развитие, а застой.

Однако, можно сказать и наоборот – любые изменения ведут к развитию. Это может быть несколько сложнее понять. Поэтому я поясню.

Любое изменение – это получение нового опыта. Вы что-то изменили – и увидели новое, которое от этого возникло. Это – новый опыт. А любой новый опыт позволяет вам действовать эффективнее.

Подобная закономерность снимает популярную проблему – как развиваться? Что делать для развития? Ответ оказывается элементарен: измените что-нибудь. Что угодно измените. А потом измените что-нибудь еще. И еще. И еще.

У людей, которые развиваются в какой угодно области, это хорошо видно. Они постоянно занимаются чем-то новым. Даже если в рамках своей области – все равно ставят для себя новые задачи, меняют их. А потом выходят за пределы своей области – иначе они остановятся в развитии.

При этом изменения только кажутся хорошими или плохими. Любое изменение – это нечто новое. Новое! Еще неизвестно, хорошее оно или плохое. Известно только, что оно принесет вам новую информацию, новые знания, новый опыт. А любой новый опыт – это развитие.

Биологическая эволюция, кстати, это тоже сплошные изменения, обусловленные мутациями, скрещиванием и другими факторами. При этом никогда заранее нельзя сказать, будет ли новый биологический вид «хорошим» или «плохим», однако эволюция, тем не менее, работает.

Порой людей пугают перемены в связи с тем, что они их ассоциируют с резким крахом или революцией. Но, на самом деле, революция – это результат отсутствия эволюции. Революция – это когда прорываются накопленные изменения, которые давно надо было сделать, но они не были сделаны. Разрушительный эффект от подобных революций, разумеется, действительно велик. Но их причиной всегда является отсутствие изменений, а не их наличие.

Опять же, при выборе между отсутствием изменений и их наличием, выбирать отсутствие точно глупо. Ведь отсутствие изменений – это стопроцентно отсутствие развития. А наличие изменений – это по крайней мере шанс, что развитие будет.

Вообще, человек интуитивно чувствует, что отсутствие изменений – это плохо. Это чувство называется скукой. Скука – это вообще очень важный сигнал, который не стоит игнорировать. Человек всегда начинает скучать, когда ничего не меняется, потому что чувствует, что его развитие при этом останавливается.

Так что, если вы чувствуете, что не развиваетесь – просто измените что-нибудь. И продолжайте делать изменения. Тогда развитие неизбежно начнет происходить.

Можно сказать, что из этой статьи вы узнали секрет бесконечного и непрерывного развития. Бесконечное и непрерывное развитие – это просто бесконечные и непрерывные изменения. Причем не какие-то определенные изменения – какие угодно. В каждый момент вы можете изменить хотя бы что-то. А по результатам этого изменения вы сможете определить, какое изменение сделать следующим. И так – до бесконечности.

Изменяйте и развивайте!

© Дмитрий Лейкин (http://dmitry-leykin.ru)

О важности информации

Я могу назвать основной закон, управляющий поведением человека: чем больше человек знает, тем эффективнее он действует. Сейчас я объясню, почему это так.

Дело в том, что любые действия человек совершает не из ничего, а из имеющейся у него информации. Человек может действовать только в соответствии с тем, что он знает – иначе из чего он создаст свои действия?

Элементарный пример: чтобы ребенок научился говорить на русском языке, он должен вначале русский язык услышать от тех, кто уже на нем говорит. Иначе нет никаких шансов, что он изобретет весь русский язык сам, с нуля.

Другой пример. Чтобы вы пошли в магазин, вы должны вначале знать, где он находится. А если вы не знаете, где находится какой угодно магазин, вы вначале должны пройтись по улицам, внимательно оглядываясь, чтобы найти какой-нибудь магазин.

То есть, прежде чем что-то сделать, вы должны сначала что-то узнать. В реальной жизни не бывает такого: «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Чтобы сделать что-то с чем-то, вы должны вначале узнать, что это что-то существует – иначе к чему вы будете прикладывать действие?

То есть, чтобы совершить действие, нужна информация. Но есть и еще один нюанс. Чем больше у вас информации – тем более эффективными становятся ваши действия.

Пример. Если вы хотите устроиться на работу и вы знаете только об одной вакансии – у вас нет выбора, вам придется устраиваться именно на эту работу. Но, если вы знаете о 10 вакансиях, то вы сможете выбрать лучшую работу из этих 10. А если вы знаете о 100 вакансиях – то сможете выбрать еще более лучшую!

То есть, эффективность действий является ПРЯМЫМ следствием количества известной вам информации. Это просто однозначная закономерность – чем больше вы знаете, тем лучше действуете. У вас просто не получится действовать плохо, если вы знаете, как действовать хорошо!

(Разумеется, речь идет только о достоверных знаниях. Если вы воспринимаете чьи-то, в том числе свои, слова или мысли как окончательную истину, не требующую проверки – это знанием не будет. Это будет заблуждением).

Иными словами, мы не можем улучшать свои действия напрямую. За счет чего они улучшатся? Действия – следствия знаний.

Вообще, можно сказать, что человеческая психика работает по принципу: «факты – вывод». То есть, чем больше фактов мы в нее заложим – тем более точные выводы она сделает. Главное, заложить достаточное количество фактов.

Многие ученые и творческие люди неоднократно замечали подобную закономерность – они вначале долго собирали информацию об интересующем их вопросе, потом какое-то время позволяли своему разуму думать обо всем, что узнали, – и получали ответ.

Вообще, есть такая поговорка: «Кто владеет информацией, тот владеет миром!». По крайней мере, чем больше информации человек имеет о мире, тем лучше ему удается с этим миром управляться.

Поэтому, в любой ситуации, когда у вас возникают проблемы с действиями, или вообще любые проблемы – не пытайтесь заставить себя действовать, а просто соберите больше информации. И, как только вы соберете достаточно информации, ваше действие просто произойдет. И оно будет ровно настолько эффективным, насколько много вы получили информации.

© Дмитрий Лейкин (http://dmitry-leykin.ru)

О многократном повторении

Тренировка и развитие любого навыка основаны на многократном повторении одного и того же. Вообще, повторение одного и того же – это основа любого обучения. Сейчас я поясню, что это значит.

Пример. В школе учеников заставляют много раз решать одинаковые задачи по математике, чтобы ученик получил навык решать подобные задачи быстро и безошибочно. На уроках физкультуры человек приседает много раз и количество приседаний за подход начинает расти. Да и вообще – в младенчестве каждый из нас многократно вставал и падал, прежде чем научился уверенному прямохождению.

То есть, основный смысл многократного повторения одного и того же – научиться делать то, что повторяешь, лучше. Чем больше ты что-то повторяешь, тем эффективнее ты начинаешь это делать. Поговорка «повторение – мать учения» идет именно оттуда.

Повторение имеет отношение и к другим полезным в жизни навыкам. Например, дисциплина – это регулярное повторение одних и тех же действий. А концентрация – это многократное возвращение внимания к одному и тому же объекту.

Вообще, добиться хоть какого-то постоянства (или постоянного развития) в нашем непостоянном мире можно лишь многократно возвращаясь к одной и той же задаче. Впрочем, главный смысл повторения – именно что в развитии того, что повторяешь.

Кстати, самое смешное заключается в том, что нет ничего проще повторения. Для этого не надо особо что-то придумывать – просто делаешь одно и то же, и все. И чем больше ты это делаешь, тем лучше оно становится. Можно сказать, что улучшение происходит само, автоматически, как следствие повторений.

То есть, если вы хотите развития в какой-то области – надо лишь много раз повторять какое-либо действие из этой области. Ну, например, учиться рисовать можно, многократно зарисовывая вид из собственного окна. Со временем вы не только научитесь рисовать этот вид лучше, но и поймете, чему нужно учиться кроме этого.

Еще говорят, что для того, чтобы стать профессионалом в любой деятельности, надо посвятить этой деятельности 10 000 часов. То есть, надо постепенно набрать 10 000 часов повторения этой деятельности – и вы станете в ней профессионалом.

Таким образом, повторение одного и того же, чего угодно – в любом случае является вашим развитием. Вы можете развивать любую деятельность, просто многократно повторяя ее. Ничего больше вам и не потребуется.

Просто повторите много раз одно и то же.

© Дмитрий Лейкин (http://dmitry-leykin.ru)

О постоянном развитии

Развиваться – естественно. Пример – рост ребенка во взрослого. Или эволюция всего живого.

Развиваться можно в любую сторону. И в любые стороны. В какие стороны хочешь – в такие и развивайся.

В любую сторону – это не обязательно в плане денег. Порой даже лучше не в плане денег – деньги слишком обезличены.

Вообще, развитие должно быть гармоничным. Это значит, развиваться в разных направлениях. Однобокость нарушает гармонию.

Думать о развитии – нормально. Человек, который не думает в контексте развития, не развивается. Он останавливается в развитии.

Человек, который не развивается – деградирует. По крайней мере, по сравнению с другими людьми, которые развиваются.

Человек, который не развивается, чувствует себя неполноценным. Остановка развития – это подавление своего потенциала. Любое подавление неприятно.

Развитие – это значит делать то, что раньше не делал. Это делать что-то лучше, чем раньше. Это действия, которые ты сам оцениваешь как более хорошие, чем предыдущие.

Развитие не может иметь конечной цели. Иначе после достижения этой цели развитие остановится. Таким образом, настоящее развитие может быть только постоянным и бесконечным.

Развитие не обязано быть слишком быстрым, но должно быть постоянным. Десять шагов вперед и сто назад из-за того, что надорвался – это не развитие. Пять шагов, но каждый день – это развитие.

Развиваешься ты или нет – можешь оценить только ты сам. Только надо быть честным. Должны быть четкие, ясные и измеримые критерии наличия развития.

Развитие – это и цель, и процесс. Цель – потому что задача развития должна быть поставлена. Процесс – потому что оно должно происходить постоянно.

Те, кто развиваются, чувствуют себя все счастливее. Те, кто не развиваются – все несчастнее. Это главный признак, на который можно опереться.

© Дмитрий Лейкин (http://dmitry-leykin.ru)

Общая модель психики

Общая модель преобразования информации в человеческой психике.

  1. Восприятие. Информация поступает извне. Человек видит, слышит, ощущает и в результате формирует чувственные образы.
  2. Вербализация. Чувственные образы преобразуются в слова, необходимые для мышления. У животных данный этап отсутствует.
  3. Мышление. Происходят операции над чувственными образами и словами. У животных – только над чувственными образами.
  4. Действия. По итогам мышления происходят действия. Новая, созданная человеком информация отправляется вовне.

© Дмитрий Лейкин (http://dmitry-leykin.ru)

О пользе вербализации

Что такое вербализация? Это умение описывать словами то, что происходит.

То есть, когда вы видите дерево, и думаете «Я вижу дерево» — это вербализация.

Собственно, именно вербализация дает возможность человеку осуществлять высшую нервную деятельность, мышление. Именно возможностью мышления человек отличается от животных.

Когда человек просто что-то видит, слышит или ощущает, он еще не может вести об этом достаточно сложных размышлений (а следовательно, и действий) – для этого ему нужны слова, вербальное мышление. Собственно, именно поэтому человек способен на действия, по сложности на порядки превышающие любые действия животных – благодаря использованию слов.

Если человек слишком редко формулирует словами то, что воспринимает, он в каком-то смысле деградирует до уровня животного. Он перестает осознавать многие явления. Собственно, как правило, под словом «осознавание» имеют в виду как раз вербализацию. Соответственно, его поведение также упрощается до поведения животного – без вербализации он способен удовлетворять свои примитивные потребности, но не более.

Тут еще важно отличать вербализацию от мышления вообще. Вербализация – это начало мышления. Вербализация – это просто формулирование словами того, что уже есть. Рассуждения о том, как это всё устроено и что с этим делать идут уже после вербализации. То есть, вербализация – это слова о том, что уже есть, но еще не сформулировано словами. Слова должны соответствовать наблюдаемым фактам – иначе получится не вербализация, а пустые фантазии, пустое мышление.

Именно от вербализации зависит наше ощущение того, что мы понимаем, что происходит. Собственно, понимание – это и есть вербализация. Именно из понимания возможно производить дальнейшее мышление. А без понимания, без вербализации, человек чувствует отупение. Пустоту в голове. Ступор от отсутствия мыслей.

Если же с вербализацией у человека все в порядке, то таких проблем не возникает. Человек воспринимает реальность, вербализует – формулирует ее словами, обдумывает эти формулировки и по итогам размышлений действует. После чего процесс повторяется. И никаких проблем у него ни с чем не возникает.

Поэтому – учитесь вербализировать, учитесь описывать реальность словами. И тогда у вас, в конечном счете, не будет никаких проблем.

© Дмитрий Лейкин (http://dmitry-leykin.ru)

О временной изоляции

Это очень простой и эффективный прием, позволяющий очень быстро разгрузить и сбалансировать психику.

Заключается он в том, чтобы временно изолировать себя от любой деятельности – полезной или бесполезной. То есть, просто находиться в комнате и ничем там не заниматься. В идеале – даже не двигаться (хотя это вряд ли с непривычки получится).

По сути, нужно создать условия, близкие к тюремному заключению в одиночной камере. Там тоже ничем нельзя заниматься, кроме как просто в ней находиться.

Зачем это нужно? Дело в том, что если человек все время чем-либо занимается (при этом совершенно не важно, насколько полезно это дело) – то его психика начинает перегружаться. В ней запускается множество разных процессов, которые никак не могут завершиться, поскольку тормозят друг друга. Да еще все время новые запускаются.

А когда человек лишен возможности чем-то заниматься, то все эти процессы начинают завершаться и психика разгружается. Поэтому необходимо регулярно устраивать себе подобную временную изоляцию.

Эта изоляция может продолжаться минуты, часы или дни – в зависимости от того, насколько быстро вы почувствуете себя лучше. Главное – действительно быть изолированным от всего, что связано с какой-либо деятельностью. И еще при этом не следует заниматься никакими психологическими техниками, медитациями и тому подобными вещами – это так же нагружает психику, как и любая другая деятельность. Ваши мысли, чувства и внимание должны быть свободными – не надо их ни на чем специально фиксировать.

В этом случае ваша психика, лишенная причин для напряжения, начинает расслабляться. Естественно, сначала вы, напротив, почувствуете бурную работу психики – потому что она и раньше точно так же работала, просто вы этого не замечали. Но, постепенно, она начнет успокаиваться. И тогда в ней освободятся ресурсы для новых задач.

И главное – не делайте из этой техники культа. Вы изолируете себя не для каких-то великих целей, а просто для того, чтобы психика освободила свои ресурсы для решения новых задач. Изолируйте себя ровно настолько, насколько потребуется – и все у вас будет хорошо.

© Дмитрий Лейкин (http://dmitry-leykin.ru)

Упражнение на внимание

Возьмите в руки один любой предмет и тщательно его изучите. Рассмотрите его со всех сторон. Повертите в руках. Потрогайте разные его части. Послушайте, какие он может издавать звуки. Понюхайте его. Если он съедобен, попробуйте его на вкус. Сделайте с ним что-нибудь, разберите, соберите. Измените в нем что-нибудь. Посмотрите, из каких отдельных частей он состоит. В общем, делайте с ним все что угодно и изучайте его как угодно — главное, чтобы это был один предмет и вы взаимодействовали с ним как можно дольше и разнообразней.