Свиной грипп появился очень кстати. Для кого?

Геннадий ТОКАРЕВ
Максим КАЛАШНИКОВ


СВИНОЙ ГРИПП: ОЧЕНЬ КСТАТИ
Случайно ли эпидемия новой болезни вспыхнула после объединения двух фармацевтических гигантов?

Сегодня по миру катится паника, вызванная появлением «свиного гриппа». Очередной чумы постиндустриального времени, мутанта, совместившего в себе черты человеческого, свиного и птичьего гриппов.
Примечательно, что болезнь пошла гулять по миру как раз после слияния двух фармацевтических гигантов Запада. Остается дождаться, когда новая суперкомпания спасет мир новой вакциной?

Читать дальше →

В Севастополе по государственному ТВ сообщили: Ной был украинцем и жил в Атлантиде



06.04.09 13:49

Севастополь, Апрель 06 (Новый Регион, Елена Острякова) – Ной был украинцем и жил в Атлантиде. Его потомки, уцелевшие после Великого потопа, расселились по всей Евразии, неся повсюду свой – санскрит. Потом они проникли в Японию и Южную Америку. Такой революционный взгляд на всемирную историю изложил львовский врач-терапевт Василь Кобылюх в телепередаче «Феномен Украины», показанной на прошлой неделе по Севастопольскому телевидению.

Читать дальше →

Общество потребления

Сознание человека всегда находится в рамках определенного «смысла», принятого им осознанно или бессознательно в качестве индивидуальной жизненной программы. Индивид, в силу своих духовных и интеллектуальных особенностей, может не задумываться о том, для чего он живет, и даже отрицать тот факт, что его бытие подчинено неким смысловым императивам, но как бы там ни было, его существование обязательно обусловлено определенным «смыслом», который последовательно формирует его судьбу. Человек не способен жить вне рамок «смысла», такова особенность его природы.

Также «смысл», через формируемую им иерархию ценностей, определяет коллективное бытие людей. Любой народ, культура, государство существуют до тех пор, пока в массовом сознании присутствует некий общепризнанный «смысл» существования индивидов как общности. Когда по каким-то причинам смысловые установки людей изменяются, ломается их устоявшийся уклад жизни, а вся социальная сфера разрушается, чтобы обрести новую форму и содержание в соответствии с новым «смыслом».

История человечества — это не только история военной и политической борьбы народов, но и летопись противоборства идей, несущих в себе определенные «смыслы». Нередко те социальные или этнические группы, которым удавалось навязать врагам свои «смыслы», обретали над ними господство. Очень часто сила оружия отступала перед силой идей, и неистовый пророк, «глаголом разящий», ставил на колени целые полки.

Подчиняя себе сознание человеческих масс, идеи создают или низвергают в небытие целые миры, наделяя «идеократов» могуществом демиургов, чья воля способна творить сущее. За всю свою многовековую историю Запад прошел через череду «революций смысла», которые сопровождались радикальными социально-политическими и экономическими метаморфозами. Именно «битвы идей» в умах людей определили судьбу западной цивилизации, сформировав ее духовно и материально. В результате этого «естественного отбора» на Западе победила идея общества с непрерывно совершенствующимся производством беспредельно расширяющегося спектра материальных благ, рассчитанного на неутомимого потребителя с бесконечно возрастающими потребительскими амбициями.

Как бы комично это ни выглядело, но, несмотря на всю эстетику социальных теорий Старого и Нового Света, от эпохи Просвещения до эпохи «всемирно победившего либерализма», западная цивилизация с ее фантастическими достижениями в науке и технике превратилась, образно говоря, в гигантский стимулятор желудочно-кишечных процессов среднестатистического обывателя. Симбиоз идей «абсолютно эффективного производства» и «ничем неограниченного потребления» сформировали основополагающий «смысл» Запада. Как следствие этого, человеческое счастье было отождествлено с высокооплачиваемой работой и возможностью покупать что хочешь, когда хочешь и в любом количестве. Безусловно, что герои Запада, чьи жизни легли на алтарь борьбы во имя «человеческого счастья», перевернулись бы в гробах, а мудрецы, учившие заблудшее человечество пониманию этого счастья, расписались бы в собственном идиотизме, если бы узнали, что то, ради чего они жили и умирали, не более чем плановый shopping по выходным в перерывах между изнуряющей и отупляющей работой.

Не без иронии можно констатировать, что в итоге долгих и кровавых потуг «гора родила мышь» — Запад пришел к тотальному господству филистерского, обывательского, мещанского, жлобского «смысла жизни», чьи незатейливые аксиомы оказались в логическом ряду между понятиями «хорошая работа» и «хороший достаток»(1). Все это было обобщено категорией «нормальная жизнь». Естественно, что любая другая жизнь в массовом сознании автоматически становилась «ненормальной», любой другой «смысл жизни» в лучшем случае, — глупым эпатажем, желанием уйти от «реальной жизни», в худшем — извращением и/или преступлением.

Здесь опять-таки надо вновь особо подчеркнуть: трактование современным обывателем понятия «нормальная жизнь» весьма специфично, оно не является чем-то само собой разумеющимся, чем-то таким, что всегда и всеми безоговорочно принималось, оно всего лишь «вбитая» пропагандой в сознание масс ценностная установка, отрицающая и подавляющая все возможные альтернативы. Более того, самый поверхностный анализ свидетельствует о том, что «нормальная жизнь» с точки зрения современного обывателя, с ее универсальным «смыслом», не только лишена нормальности, но и надежно блокирует всякую возможность индивида достичь самого элементарного человеческого счастья.

Итак, в чем круглые сутки убеждает западная пропаганда весь мир? Во-первых, в том, что главной целью жизни человека является достижение возможности максимального (как в количественном, так и в качественном плане) потребления материальных благ, и, во-вторых, в том, что для этого индивид должен отдать всего себя без остатка работе, т. е. производству этих материальных благ. В целом в итоге западное общество оказалось в состоянии тотальной трудовой мобилизации, направленной на создание максимально эффективной экономики. При этом современная пропаганда утверждает, что подобное массовое жертвоприношение имело место во все времена и у всех народов, а создание условий, благоприятствующих максимальному потреблению, было изначально главной целью экономической деятельности человека. Но так ли это? В том-то и дело, что это не так. У разных народов и разных культур цели экономической деятельности, т.е. то, ради чего работал человек, были несхожими. Более того, даже в Европе в докапиталистические времена экономическая деятельность не определялась стремлением к максимальному, уходящему в бесконечность потреблению.

«Докапиталистический человек — это естественный человек, — писал В. Зомбарт. — Человек, который еще не балансирует на голове и не бегает на руках (как это делает экономический человек наших дней), но твердо стоит на земле обеими ногами и на них ходит по свету. Найти его хозяйственный образ мыслей поэтому нетрудно: он как бы сам собою вытекает из человеческой природы.

Само собою понятно, что в центре всех страданий и всех забот стоит живой человек. Он «мера всех вещей»: mensura omnium rerum homo (2). Но этим уже определяется отношение человека к хозяйству: оно служит человеческим целям, как и всякое другое создание рук человеческих. Итак, вот основное следствие такого понимания: исходной точкой всякой хозяйственной деятельности является потребность человека, его естественная потребность в благах. Сколько благ он потребляет, столько и должно быть произведено; сколько он расходует, столько он и должен заприходовать. Сначала даны расходы, а по ним определяются доходы».

Европеец докапиталистической эпохи, подчиняющийся традиционным представлениям своей культуры о целях труда, руководствовался «идеей пропитания», т. е. идеей создания материальных условий своего полноценного физического существования без излишеств «переедания» (во всех смыслах этого слова). Ему не были известны искусственно созданные потребности, не вытекающие из естественной природы человека и, по сути, отрицающие ее. В те времена царили простота и здоровая жизнь, основанные на том принципе, что «ремесло должно кормить своего работника», и не более того. «Он (работник. —Авт.) хочет работать столько, чтобы заработать свое пропитание; он, как те ремесленники в Иене, о которых нам рассказывал Гете, «большей частью обладают настолько здравым смыслом, чтобы не работать… больше того, сколько необходимо для зарабатывания на веселое житье», — писал В. Зомбарт. При этом он подчеркивал, что «хозяйственная жизнь в докапиталистическую эпоху действительно находилась под воздействием принципа покрытия потребностей, что крестьянин и ремесленник в своей нормальной хозяйственной деятельности искали себе пропитания и ничего больше».

То есть в понимании человека Традиции всякая экономическая деятельность имела свои пределы, тонна так же, как и человеческие потребности. Лишь человек Модерна, а затем и Постмодерна, утратив свою природную естественность, утратил во всем меру, и прежде всего меру в труде и потреблении. Ничем не сдерживаемое стремление к обладанию, однозначный выбор между «иметь или быть» в пользу «иметь», привели к тому, что индивидуальная жизнь современного западного обывателя оказалась в жестких рамках трудовой деятельности, поглотившей практически без остатка все его свободное время. Человек Традиции был мудр, он жил размеренно, без спешки, смакуя жизнь как дорогое вино, стараясь по возможности получить от нее максимальное удовольствие. Труд он рассматривал как досадную необходимость, и когда перед ним стоял выбор — «работать или не работать», он, не задумываясь, выбирал праздность, так как считал ее действительной свободой. При этом необходимо учитывать, что благодаря наличию у европейца докапиталистической эпохи свободного времени он развивался духовно и интеллектуально (а не бесперебойно, до отупения функционировал в механизме глобальной производственной системы, как это делает современный индивид), он созерцал и творил, вследствие чего возникло соцветие европейских культур (3).

Впрочем, даже отношение к труду и его плодам у традиционного человека было иным, чем у его потомков капиталистической эры. Если современный индивид отчужден от того, что он называет «работа», выказывая интерес к ее результатам лишь в рамках рыночных отношений (где качество труда зависит сугубо от возможности его выгодной продажи), то его предки производили, как писал В. Зомбарт, «еще не меновые ценности (определенные чисто количественно), но исключительно потребительные блага, т. е. качественно различаемые вещи. Труд настоящего крестьянина, так же как и настоящего ремесленника, есть одинокое творчество: в тихой погруженности он отдается своему занятию. Он живет в своем творении, как художник живет в своем, он, скорее всего, совсем бы не отдал его на рынок. С горькими слезами на глазах крестьянки выводят из стойла любимую корову и уводят ее на бойню; старик-кустарь воюет за свою трубку, которую у него хочет купить торговец. Если же дело доходит до продажи (а это, по крайней мере, при наличности хозяйственной связи обмена должно составлять общее правило), то произведенное благо должно быть достойным своего творца. Крестьянин, так же как и ремесленник, стоит за своим произведением; он ручается за него честью художника. Этим объясняется, например, глубокое отвращение всякого ремесленника не только к фальсификатам или хотя бы суррогатам, но даже и к массовой выделке.

Производитель капиталистической эпохи безразличен к плодам своего труда, психологически он отстранен от них и стремится отдать им как можно меньше своих сил и времени. Его экономический успех определяется способностью быстро избавиться от созданного продукта путем продажи. Для современной экономики западного типа значение имеет только прибыль. На данный момент качество товара и услуг вторично. Аналитические структуры промышленных корпораций и «мозговые тресты» тратят огромные средства на разработку эффективных методик проведения рекламных кампаний (все больше напоминающих по своей сути и форме психические атаки), способных вынудить потребителя приобретать товар не только не нужный ему, но и заведомо низкого качества, который нередко несет угрозу здоровью и даже жизни людей.

В качестве примера можно обратиться к западной пищевой промышленности, передовые технологии которой полностью решили задачу производства в огромном количестве доступных широким массам потребителей продуктов питания. На данный момент пищевые транснациональные корпорации ведут успешную торгово-экономическую войну с национальными производителями во всех странах мира, заполоняя их внутренние рынки своей продукцией. Прежде всего данный успех объясняется способностью международных компаний производить дешевую продукцию, что позволяет быстро и эффективно разорять конкурентов и получать огромные прибыли.

Однако добиться максимального удешевления продуктов питания, т. е. предельного снижения производственных затрат, можно лишь тремя способами: заставить фермера бесплатно работать, лишить продавца прибыли, предложить потребителю продукт, сделанный из максимально дешевого сырья. На данный момент для решения проблемы минимизации расходов на производство широко используется последний вариант. Фермерам и в большей степени аграрной индустрии удалось в последние годы понизить производственные затраты путем:

1. Использования гормональных препаратов.

2. Применения антибиотиков.

3. Подмешивания в корм различных искусственных добавок.

4. Кормления скота животной мукой.

Что собой представляет животная мука? Это специальная смесь, большей частью состоящая из отходов от убоя животных. Вот как описывает производство животной муки немецкий журнал «Spiegel»: «Отходы растираются и перемешиваются с трупиками «свежевылупившихся» петушков, вдоволь поставляемых бройлерными фабриками, подопытными крысами из лабораторий Фарминдустрии, протухшей сывороткой с молококомбинатов. Полученное месиво разбавляют обычными канализационными стоками».

Этот своеобразный корм активно применяется из-за его дешевизны, так как стоимость продукции в животноводстве в основном формируется ценами на корма. «Животная мука, изготавливаемая в полном соответствии с принципом «производить дешевле дешевого», разбавляется канализационной жижей, выкачиваемой из отстойников городских очистных сооружений. И никого не интересует, что эта «субстанция» может содержать тяжелые металлы и диоксин (4). При этом такие эксперты, как Франц Дашнер, руководитель Института медицины окружающей среды во Фрайбурге, постоянно предупреждают: «Жижа с отстойников очистных сооружений вредит практически любой органической системе: от мозга до сердца, мускулов или нервов».

По-настоящему выгодными становятся корма после добавления к ним химических «присадок». Свинье при нормальных условиях ее содержания для набора номинального веса требуется около года. С применением так называемых «силовых кормов» и «ускорителей роста» этот срок уменьшается до трех месяцев. Самые популярные «стимуляторы роста» — это синтетические аналоги половых гормонов. Свиней подкармливают андрогенами (мужской половой гормон), что у мужчин может провоцировать опухоли простаты. А птице дают стильбен — синтетический аналог женского полового гормона эстрогена. Применение стильбена очень выгодно: на 1 долл. затрат получается около 15 долл. прибыли. Так как стильбен — антагонист мужского полового гормона прогестерона, то он способен подавлять мужскую половую функцию. Настоящим подарком для фермеров стали тиреостатики, которые блокируют гормон щитовидной железы, что вызывает у животных нарушение теплового баланса и обеспечивает большие привесы, так как энергия, полученная с кормами, уже не расходуется в виде тепла. У человека мясо с тиреостатиками нарушает функцию щитовидной железы, приводит к нарушению половой функции и отставанию в умственном развитии.

В качестве профилактики и для предотвращения эпидемических заболеваний у скота им в корма подмешиваются антибиотики. Побочным эффектом этого стала неожиданно проявившаяся способность антибиотиков стабилизировать кишечную микрофлору у молодых животных, что усилило у них обмен веществ, повысило коэффициент использования кормов. Вследствие этого скот стал лучше развиваться и быстрее расти, снизилась его заболеваемость. При применении кормовых антибиотиков значительно повысился прирост массы тела животных, снизились расход кормов на единицу продукции и себестоимость мяса, сократился период откорма.

В итоге в мясных продуктах, поступающих на прилавки магазинов, в большом количестве оказались как резистентные вирусы, так и антибиотики, постоянное воздействие которых заставляет вирусы уже в организме человека мутировать и приобретать невосприимчивость к воздействию лекарственных препаратов. Поданным «Центров по контролю за инфекционными заболеваниями», в список возбудителей опасных болезней, устойчивость которых развивается особо стремительно,

К примеру, население США в больших объемах употребляет в пищу продукты, содержащие возбудители опасных болезней, резистентных к антибиотикам. В октябре 2001 года сотрудники медицинского журнала «New England Journal of Medicine» проверили мясо, продаваемое в супермаркетах Вашингтона. Результаты исследования показали, что 20 % мясопродуктов были заражены сальмонеллами. Из них 84% были устойчивы, по крайней мере, к одному типу антибиотиков, 53% — к трем или более типам, а 27 % — к более чем шести типам антибиотиков. Сальмонеллезом в США ежегодно заболевают 1,4 млн. человек, около 600 из них умирают.

А вот как «Spiegel» описывает технологию производства крайне дешевого и доступного широким массам потребителей заменителя мяса: «Рецепт прост. Берете обычную коричневую жижу из бытовой канализации, выпариваете ее до получения гранулята, добавляете туда хорошую порцию соевого протеина и красителей. Готово. Этот заменитель мяса, родившийся в японских лабораториях, пробующим его людям по вкусу напоминает курятину.

Туалетбургер, как его назвали журналисты, представляет собой извращеннейший пример нового поколения продуктов из реторты. Они создаются чаще всего в лабораториях мультимиллионеров от пищевой промышленности. Идея проста: сделать долговременной стратегию извлечения полезных веществ из продуктов, сэкономить на дорогом сельхоз.сырье и, в идеале, создать из мусора готовую еду для размещения на полках супермаркетов. Уже сегодня 75 % всех пищевых продуктов, потребляемых немцами, доставляется не прямо из крестьянских хозяйств, а после широко известных «процессов облагораживания» на производствах мультимагнатов».

Вышеизложенные факты наглядно свидетельствуют о том, что в современной экономике западного типа высокое качество продукта нередко становится препятствием на пути достижения максимальной прибыли. При этом необходимо учитывать, что современные технологии практически сравняли качество продукции господствующих на мировом рынке производителей. Теперь им проще договориться о разделе «сфер влияния», чем вступать в конкурентную борьбу. Международные монополии объединились против потребителя. В современных условиях главной задачей производителя является не создание качественного продукта, требующего больших затрат, а убедительная имитация качества. Максимальная прибыль нуждается лишь в маркетологических фантомах и низких издержках производства. Мировой рынок ориентирован на изощренную ложь и дешевую продукцию, которая была бы доступна самым широким массам потребителей.

Для производителя традиционного общества отчуждение от своего труда и его продуктов было невозможно, так как поставило бы под сомнение полноценность его личности, как в глазах окружающих, так и в своем собственном восприятии. В такой психологической атмосфере «производство благ есть осуществление деятельности живых людей, которые «вкладывают душу» в свое творение; эта деятельность поэтому в такой же степени следует законам плоти и крови этих индивидуальностей, как процесс роста дерева или половой акт животного, которые получают направление, цель и меру соответственно внутренним необходимостям, управляющим этими живыми существами».

С началом капиталистической эпохи и постепенным формированием тоталитарной экономической системы, целиком подчинившей целям своего существования современное общество, трудовая деятельность человека теряет свою естественную самодостаточность, индивид становится системным элементом, функционирующим по законам глобальной производственной мегаструктуры. В данных условиях смысл и цель его труда определяются не им самим, а неведомыми ему факторами, труд становится следствием внешнего принуждения, что приводит к его отчуждению. Наиболее емко об этом писал молодой Маркс в своих «Экономическо-философских рукописях 1844 года»: «В чем же заключается отчуждение труда? Во-первых, в том, что труд является для рабочего чем-то внешним, не принадлежащим к его сущности; в том, что он в своем труде не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свои духовные силы. Поэтому рабочий только вне труда чувствует себя самим собой, а в процессе труда он чувствует себя оторванным от самого себя. У себя он тогда, когда он не работает; а когда он работает, он уже не у себя. В силу этого труд его не добровольный, а вынужденный; это — принудительный труд. Это не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения всяких других потребностей, но не потребности в труде. Отчужденность труда ясно сказывается в том, что, как только прекращается физическое или иное принуждение к труду, от труда бегут как от чумы. Внешний труд — труд, в процессе которого человек себя отчуждает, есть принесение себя в жертву, самоистязание. И наконец, внешний характер труда проявляется для рабочего втом, что этот труд принадлежит не ему, а другому, и сам он в процессе труда принадлежит не себе, а другому».

Не осознавая того, индивид отдает большую часть своей жизни тому, что лично для него лишено всякого смысла и имеет значение лишь для чуждой ему и довлеющей над ним экономической системы. Таким образом, современный человек перестал принадлежать самому себе. Достигнув вершины своего развития, западный капитализм приобрел форму нового рабовладельческого строя, при котором рабы (индивиды, включенные в торгово-производственные отношения) являются собственностью безликих сил, воплотивших свою суть в финансово-экономической системе западного типа.

Главная трагедия современного человека состоит в том, что не только смысл его индивидуального существования оказался сведенным к набору жестких императивов метапротестантской трудовой этики, но сама его жизнь стала изнурительным трудом, обессмысленным тоталитарной экономической системой.

Что же такое ценное получил западный обыватель, утратив возможность самостоятельно формулировать смысл своей жизни и отказавшись от личной свободы? Если говорить коротко — огромную массу ненужных ему вещей, которые, как оказалось, не способны сделать его счастливым.

Джон де Грааф, Дэвид Ванн и Томас X. Нейлор по этому поводу заметили, что «в глубине души большинство из нас знает об этом. Ричард Харвуд установил это в 1995 году, когда проводил для «Фонда Мерк Фэмели» («Merck Family Fund») социологический опрос, касающийся отношения американцев к проблеме потребления. «Люди говорят, что мы расходуем и покупаем много больше, чем нам нужно. Что наши дети приобретают очень материалистический взгляд на мир и что за свои сиюминутные желания мы платим ценой жизни следующих поколений и ценой собственного будущего». Харвуд поясняет: «Это ощущение не зависит от религиозных, возрастных, национальных различий, от разницы в уровне доходов и в образовании. Это общее для всей нашей нации чувство, что мы стали слишком материалистами, слишком жадными, слишком эгоцентричными и эгоистичными и что нам необходимо уравновесить создавшееся положение возвращением вечных ценностей...».

Что, по сути, представляет собой так называемый «американский образ жизни», который отважные и бескомпромиссные янки готовы защищать до последней капли крови в джунглях Вьетнама, равнинах Югославии, горах Афганистана, пустынях Ирака и т.п.? Этому святому, с точки зрения граждан США, феномену можно дать очень лаконичное определение: американский образ жизни есть неограниченное потребление. Причем не просто потребление, а потребление с самой большой буквы, потребление как изысканное искусство, как утончённая философия, как универсальная религия. Если во времена Традиции по выходным народ посещал в массовом порядке церковь, то теперь — супермаркеты. «В век синдрома потреблядства (как, по нашему мнению, в конце концов будут называться десятилетия, примыкающие к границе между вторым и третьим тысячелетиями) торговые центры заменили собой церкви как символ культурных ценностей, — констатирует Де Грааф. — Действительно, семьдесят процентов наших граждан еженедельно посещает торговые центры, и это больше, чем число людей, регулярно бывающих в церкви». Причем необходимо подчеркнуть, что еженедельный уик-энд, посвященный шоппингу, это не дань необходимости сделать нужные покупки, а некий ритуал, форма времяпрепровождения, когда обыватель часами бродит по огромным мегамаркетам без определенной цели, покупая в итоге то, о чем он до этого момента даже не думал. Можно сказать, что если блуждания по торговым центрам это своеобразное сакральное действо, вводящее сознание адепта в определенное психологическое состояние, то сам акт покупки — катарсис, его завершающий (со всем спектром сопутствующих ему эмоциональных переживаний). Желание купить становится непреодолимым. «Это побуждение охватывает их, как волны прилива, — констатирует психотерапевт Оливия Мелан. — Они впадают в некое подобие транса, своеобразный наркотический экстаз, где почти уже не имеет значения, что именно они покупают».

Но что происходит потом, когда счастливый обладатель еще одной купленной вещи возвращается в привычную, тусклую, унылую, изнуряющую обыденность своего повседневного существования, лишенного непрерывного, яркого, шумного праздника торговых стеллажей? Вот как это описывает американский социолог Джеральд Селен: «От многих людей мы постоянно слышим одно и то же: я не вижу жизни. Я просыпаюсь утром. У меня впереди повседневные заботы, забота о престарелых родственниках, 40 минут я добираюсь до работы. Я должен работать допоздна. Поздно вечером я возвращаюсь домой, где меня ждет стирка и счета на оплату. Я запихиваю что-нибудь в микроволновую печь. Затем, усталый до изнеможения, я отправляюсь спать. Утром я просыпаюсь, и все повторяется с самого начала». Таким образом, по сути, ежедневная «битва» за удовлетворение новых потребностей превращается в изнурительное, продолжающееся в течение всей жизни мучение. По данным службы «Gallup», у 48 % американцев хронически не хватает времени, чтобы заниматься ежедневными делами. Три четверти жителей США, как минимум, раз в день переживают состояние стресса, в том числе треть американцев подвержены влиянию стрессов несколько раз вдень.

Субъективные ощущения американцев подтверждаются официальной статистикой. Используя данные Департамента труда, экономист из Гарварда Джульет Скор констатировал, что американцы с полной занятостью работают в среднем на 160 часов (а это целый месяц) больше, чем в 1969 году. «Это не только люди с высокими доходами, которые, между прочим, всегда тратили на работу гораздо больше времени, — утверждает Д. Скор. — Это также представители среднего класса, нижнего класса и просто бедные люди. Все теперь работают дольше». Действительно, согласно данным Международной организации труда, в октябре 1999 года Соединенные Штаты превзошли Японию как современное индустриальное государство с самым длинным рабочим днем. Сорок два процента работающих американцев утверждают, что к концу дня чувствуют себя выжатыми как лимон. Шестьдесят процентов говорят, что хотели бы снизить темп жизни и жить менее напряженно.

Работа изнуряет и поглощает практически без остатка все свободное время западного человека. Он теряет эмоциональную связь с окружающими и близкими ему людьми, превращаясь в функциональный элемент некой глобальной системы. Личная и семейная жизнь сводятся к предельному минимуму. «Результаты некоторых исследований показывают, — пишет Де Грааф, — что на протяжении жизни последнего поколения время, которое родители проводят со своими детьми, уменьшилось аж на сорок процентов. Одно исследование установило, что американские семейные пары в наше время находят только двенадцать минут в день, чтобы поговорить друг с другом.

К тому же еще призывы не отставать от Джонсов побуждают многие семьи делать долги, а возникающие из-за этого и постоянно кипящие конфликты на денежные темы часто заканчиваются разводом». Существование в едином ритме работы и потребления изолирует людей, отчуждает их практически от всего, что их окружает, убивает всякий интерес к жизни, лишает человеческое бытие его действительного смысла, не искаженного культом труда и вещизма. Вот что по этому поводу пишет доктор Ричард Свенсон из Меномони, штат Висконсин: «Отягощение собственностью — это проблема, возникающая, когда у тебя такое количество вещей, что ты вынужден постоянно заниматься ими, заботиться о них, а не о близких тебе людях… Все, чем я владею, владеет мной. Что делают люди, когда им становится грустно? Они идут в торговый центр, делают покупки, и это улучшает их самочувствие, но лишь ненадолго. Потребительство вызывает привыкание. Но оно и не оказывает нужного действия. Люди приобрели все эти вещи и по-прежнему чувствуют себя опустошенными. Все, что у них остается, — это стресс, изнеможение, ощущение какой-то опустошения внутри, а их отношения с окружающими куда-то испаряются. Люди окружены всеми видами приносящих удовольствие предметов, но смысл обладания ими утрачен. «Трагедия, — отмечает Свенсон, — это когда чего-то очень хочешь, получаешь желаемое, а оно оказывается пустым. Я думаю, что произошло именно это».

Итак, что же получается в итоге? Сотни миллионов людей посвящают свою жизнь обеспечению возможности на выходные всецело предаться шоппингу, сделать очередную покупку, дабы вновь насладить душу ощущением обладания, чувством того, что не зря прожил еще одну неделю… Но, покинув супермаркет, они понимают, что счастье в очередной раз от них ускользнуло. Вроде бы сделан еще один шаг к заветной цели -куплена новая вещь, личное пространство стало более наполненным, а ощущение пустоты только усилилось.

Когда Мать Тереза приехала в Соединенные Штаты для получения почетной ученой степени, она сказала: «Это самое бедное место из всех мест, где я когда-либо была», — рассказывает Роберт Сейпл, директор благотворительной христианской организации «Видение мира». — Она говорила не об экономике, взаимных фондах, Уолл-стрит и покупательной способности, -добавляет он. — Она говорила о нищете души».

Незадолго до своей смерти, которая последовала от опухоли мозга, Ли Этуотер, политтехнолог, руководивший избирательными кампаниями республиканцев, сделал признание. «1980-е годы, — сказал он, — были временем приобретения — приобретения благосостояния, силы, престижа. Я знаю. Я добился большего благосостояния, силы и престижа, чем большинство. Но вы можете обрести все, чего хотели, и по-прежнему ощущать внутреннюю пустоту». Он предупреждал о наличии «духовного вакуума в самом сердце американского общества, опухоли души».

Если бы человеческое счастье можно было измерять размером собственности, количеством купленных вещей, то американцы были бы самыми счастливыми людьми. В США на данный момент построено 30 тыс. складов для хранения личных вещей, которые уже давно не помещаются в домах. Их общая площадь составляет более миллиарда квадратных футов. С 1960 года масштаб складского бизнеса в Соединенных Штатах увеличился в четыре раза, принося ежегодно прибыль в размере 12 млрд.долл.

А что в итоге? Дома и склады ломятся от барахла, а состояние счастья не возникает, ведь несмотря на небывалые достижения в накоплении материальных благ, желание покупать, обладать еще большим количеством вещей не пропадает. Наоборот, оно только усиливается. Заветная удовлетворенность не наступает. Западный обыватель — как наркоман, который постоянно ищет новую дозу наркотика, избавляющего его на время от мучительного психосоматического состояния, дающего мимолетное облегчение, приносящего отупляющее забытье, но отнюдь не счастье. Его неудержимое стремление к потреблению по своей сути идентично стремлению осла к морковке, которая висит на палке у него перед носом. Бедное животное тянет тяжелую тележку, выбивается из сил, пытаясь дотянуться до вкусного лакомства, не понимая того, что его цель недостижима. Точно так же и западный обыватель: он всю свою жизнь «тянет» на себе гигантскую экономическую систему, выбиваясь из последних сил, и не ведает того, что все его усилия напрасны, ведь набитый барахлом до самой крыши склад, счет в банке, последняя модель автомобиля, новейший мобильный телефон и т.п. изначально не способны сделать человека счастливым, так как их предназначение — быть связующим звеном между экономикой и питающими ее своей энергией человеческими массами. Запад не смог разгадать великую тайну человеческого счастья, гармонию духа он отождествил с набитым желудком.

Дэвид Майерс, социальный психолог из «Hope College», в своей книге «Американский парадокс: духовный голод в век изобилия» исследовал вопрос взаимосвязи материального достатка и ощущения счастья у людей. В итоге он пришел к выводу, что психологический комфорт человека усиливается лишь в процессе достижения уровня удовлетворения основных, насущных потребностей в пище, отдыхе, жилье и в некотором чувстве контроля над собственной жизнью. Как только человек всего этого добивается, ощущение счастья проходит, а дальнейшее усиление материального достатка его не восстанавливает.

В странах с высоким уровнем жизни связь между богатством и субъективным ощущением благополучия «удивительно слаба», отмечает психолог Рональд Инглхарт. «В среднем люди, едущие на работу в автобусе, будучи одеты в рабочую форму, столь же счастливы, как и те, кто разъезжает в костюме на «мерседесе», — говорит Дэвид Ликен, подводя итог своим исследованиям счастья. Даже очень богатые — например, 100 самых богатых американцев, согласно опросу, проведенному в 1980-х годах психологом Эдом Динером и его коллегами по программе Форбса, лишь немногим счастливее людей среднего достатка. Получение наследства, экономический рост, выигрыш в лотерею действительно вызывает кратковременную вспышку радости. Но эйфория идет на убыль по мере привыкания к новому богатству.

Это подтверждают результаты социологических исследований, опубликованные в «Financial Times» 25 ноября 2002 года, которые свидетельствуют о том, что серьезное улучшение качества жизни не сделало людей более счастливыми. Так, Эндрю Освальд из британского «Warwick University» и Дэвид Бланчф-Лауэр из американского «Dartmouth College» пришли к выводу, что последние 25 лет американцы считают себя менее счастливыми. Количество британцев, полностью удовлетворенных своей жизнью в течение тех же 25 лет, осталось неизменным (все та же одна треть населения). В Европейском союзе в целом схожая ситуация: за прошедшие 25 лет там люди не стали более счастливыми (одна пятая опрошенных).

По словам Дэниэла Канемана, профессора экономики Принстонского университета и лауреата Нобелевской премии 2002 года, мнение, что богатые счастливее бедных — это миф. «Люди в большей степени довольны жизнью, если у них высокие доходы. Они считают себя более везучими и успешными. В их жизни больше произошло так, как они хотели», — говорит он. Однако и он, и другие эксперты сходятся во мнении, что уровень счастья не растет вместе с суммой на банковском счете.

Здесь применим закон убывающей доходности. И в самом деле, как показывают исследования, уровень психологической удовлетворенности в западных странах за последние 40 лет остановился, хотя средний доход на душу населения возрастал. Джон Хеллуэл, профессор экономики счастья (именно так называется его должность в университете Британской Колумбии), констатирует: «Многие полагают, что высокий уровень материального удовлетворения должен приносить счастье. Однако они говорят: «Ну как же, у меня есть все, но я не счастлив!»

Подобный феномен наглядно демонстрируют результаты последнего исследования, опубликованного в британском журнале «New Scientist», свидетельствующие о том, что самые счастливые люди живут в Нигерии, после которой следуют Мексика, Венесуэла, Сальвадор и Пуэрто-Рико (!). Соединенные Штаты стоят в этом списке на 16 месте.

Основываясь на данных ряда исследований, психолог Ричард Райен поясняет данный феномен след

Трансплантация души взглядом и прикосновением

Всего год назад учёные заставили человека ощутить полную иллюзию отделения души от её физической оболочки. «Переселить душу» в чужое тело оказалось немногим сложнее. И неважно, чьё это тело – мужчины, женщины или даже бездушного манекена – лишь бы было похоже на человеческое. Переселить душу в тумбочку или табурет пока не получается.

Достаточно лишь немного задуматься и можно отчётливо почувствовать, что находишься внутри своего тела. Ощутить, где именно «внутри», сложнее, хотя абсолютному большинству кажется, что сознание всё-таки заключено в голове. Причины тому могут быть разные – и то обстоятельство, что большую и, возможно, самую важную часть информации мы получаем от глаз, и какие-то культурные установки. Однако ощущение, что твоё «я» находится внутри твоего тела, не оставляет представителей ни одной культуры.

Что такое положение дел нам выгодно и даже необходимо – несомненно. Большинство из нас свою проводят в движении, и именно в движении нас подстерегают основные опасности. И пусть хищные звери и даже битвы с сородичами для нас уже не столь актуальны, как для наших предков, ударяться плечом о дверной косяк никому не хочется. А для этого очень полезно понимать не только, где находятся наши глаза, но и какое положение относительно внешних предметов занимает наше тело в целом и его отдельные члены в частности.

Правда, как возникает это ощущение своего тела, мы до сих пор не знаем, несмотря на вековые усилия философов, психологов и нейрофизиологов. Учебники, решившиеся обсуждать этот вопрос, обычно мямлят что-то невнятное про «интеграцию» отдельных сигналов от разных органов чувств – тех же глаз, ушей, тактильных рецепторов по всему телу от пяток до макушки. Те же тексты твердят, что огромную роль выполняет и неосознаваемый контроль взаимного положения членов относительно многочисленных суставов и напряжение мышц, удерживающих их в заданном положении. И хотя насчёт убедительности всех этих объяснений можно поспорить, в логичности им не откажешь.

Однако эта логичная конструкция неверна.

Чтобы ощутить себя в другом теле, достаточно синергии двух чувств – видеть чужое тело, как своё, и ощущать прикосновения к нему, как к своему.

Чтобы показать это, Валерия Петкова и Хенрик Эхрссон из стокгольмского Каролинского института научились «переселять» человеческие души в тела других людей и даже бездушных манекенов.

Всё, что нужно для магического действа – пара телекамер от системы видеонаблюдения, не самый дорогой шлем для компьютерных игр «виртуальной реальности» (без модных гироскопов, позволяющих определить ориентацию головы, на которую шлем надет) и два карандаша. Ещё пара минут несложного шаманства со стороны экспериментатора, и подопытный оказывается в другом теле, которое видит, чувствует и за которое боится больше, чем за своё собственное. Иллюзию не разрушает даже реальная встреча с собой настоящим, который на время эксперимента становится чужим.

Эхрссон уже прославился серией экспериментов с очевидно резиновой ладонью, которую он при помощи несложных манипуляций заставлял волонтёров ощущать как собственную. Он же был автором и одной из знаковых работ по искусственному введению людей в состояние «выхода из тела», при котором человек не просто видит себя со стороны, как в зеркале или на свадебной видеокассете, но и совершенно отчётливо ощущает своё присутствие рядом, в стороне от своего физического существа.

Болгарской аспирантке Эхрссона Валерии Петковой вместе с руководителем удалось сделать следующий шаг – не просто вынуть душу из тела, но и засунуть её в новое жилище.

Результаты этой работы, которую коллеги и конкуренты учёных тут же признали очень важной, опубликованы в последнем номере PLoS ONE.

Петкова и Эхрссон поставили пять, в общем-то, несложных экспериментов, в каждом из которых приняли участие от одного до трёх десятков добровольцев – молодых здоровых жителей Стокгольма обоих полов, ничего прежде не слышавших о таких экспериментах, не замеченных в психических расстройствах и обладающих нормальным зрением на оба глаза.

Последнее обстоятельство важно, поскольку все эксперименты начинались с того, что на голову подопытным одевали узкий шлем, подававший в глаза по отдельности стереоскопическое изображение. Картинку для левого и правого глаза получали две телекамеры, смонтированные на том теле, в которое предстояло «переселить душу» волонтёра. Камеры снимали тело таким образом, как увидели бы его глаза волонтёра, пересади учёные голову подопытного на шею этого туловища. Короче говоря, подопытные видели чужое тело, как своё – если не учитывать, что изображение в камерах от стандартной системы видеонаблюдения было не самым качественным.

Опыт по «переселению души» добровольца в тело манекена. Виктория Петкова одновременно прикасается карандашами к животам подопытного и манекена (A). Подопытный чувствует прикосновение к своему животу, но при этом видит прикосновение к животу манекена (B). Этого оказывается достаточно, чтобы «обмануть» человеческий , заставив его почувствовать тело манекена «своим». // Petkova & Ehrsson, PLoS ONE, 2008

Просто видеть чужое тело, как своё, мало для полного в него погружения. Однако достаточным для этого оказалось добавить самую малость – видеть, как к чужому телу прикасаются, и чувствовать эти прикосновения своей кожей. При этом два прикосновения должны быть синхронными. За синхронизацию (да и за всё остальное в эксперименте и обработке его данных), как и положено аспирантке, отвечала Виктория Петкова.

В первом опыте души переселялись в тело стандартного витринного манекена. Петкова просила добровольцев опустить голову со шлемом вниз, как будто они смотрят себе под ноги. После этого включались камеры, укреплённые на голове манекена и также направленные вниз, и участники эксперимента могли вдоволь полюбоваться рельефными мускулами своего нового тела, которое как, собственно, «своё» пока не ощущалось.

Однако стоило Валерии одновременно прикоснуться к животу манекена и волонтёра двумя карандашами, как начиналось «переселение душ». При этом прикосновение к своему телу доброволец чувствовал, но не видел, а прикосновение к манекену – видел, но, естественно, не чувствовал.

По словам корреспондента Associated Press Карла Риттера, на котором аспирантка специально повторила опыт,

уже при первом синхронном прикосновении возникает какое-то совершенно необычное ощущение – ты чувствуешь, что находишься в теле манекена, что оно твоё.

Волонтёров, в отличие от Риттера, подобным образом Петкова трогала две минуты. Части из них доставались синхронные прикосновения, части – нет. Поскольку одновременность зрительных и осязательных сигналов была ключевым фактором, то разделение на экспериментальную и контрольную группы в большинстве опытов проводилось именно по признаку синхронность/асинхронность.

По результатам опроса подопытных, у «синхронных» ощущение переселения души было куда более отчётливым. Они однозначно утверждали, что «чувствовали прикосновение к манекену», что «моё чувство прикосновения было вызвано прикосновением к манекену» и даже что «тело манекена стало моим». Общее же ощущение пребывания в чужом теле сохранялось в течение долгого времени – как минимум несколько минут (до тех пор, пока у подопытных хватало терпения смотреть вниз на «своё» чужое туловище).

Страх ножа и ложки

Эмоцией, которую измеряли Эхрссон и Петкова, был страх. Заставив подопытных ощущать тело манекена, как собственное, учёные внезапно приставляли к его животу то здоровенный кухонный тесак, то безобидную столовую ложку – приставляли так, чтобы в камеры, через которые видел мир волонтёр, это было отлично видно. При виде ножа проводимость кожи резко подскакивала, особенно у синхронной группы, а на ложку участники эксперимента реагировали совершенно спокойно.

В третьем эксперименте учёные проверили, что ощущение тела действительно всеобъемлюще, а не связано только с той его частью, прикосновениями к которой они добивались «переселения души». Для этого вместо прикосновений к животу они стимулировали переселение прикосновениями к ладоням. И всё равно, за живот манекена люди продолжали переживать, как за собственный – синхронная группа в особенности.

Специально для тех, кому результаты таких опросов кажутся чересчур субъективными и недостаточно количественными, учёные провели второй и третий эксперименты, в которых измерили чувства числом – проводимостью кожи, которая из-за потоотделения всегда резко возрастает, когда нас одолевают сильные переживания. Объективные количественные измерения подтвердили субъективные качественные показания участников эксперимента.

По словам учёных, переселять душу нельзя куда попало – подходит только человекообразный предмет.

Это подтвердил ещё один опыт, в котором манекена заменил прямоугольный ящик тех же размеров. Добиться перевоплощения волонтёров в тёмно-зелёную коробку не удалось, как и вызвать сочувствие к ней – сколько ни грозила Валерия Петкова коробке страшным кухонным ножом, добровольцы потеть отказывались, и проводимость кожи в обеих группах оставалась одинаковой.

Зато в человека можно превратиться какого угодно. Мужчина может стать женщиной, женщина – мужчиной, белый – чёрным, а чёрный – фиолетовым. Никакой зависимости от пола и национальности при переселении душ учёные при анализе выявить не смогли. И хотя экспериментов с чёрным и фиолетовым манекенами Петкова и Эхрссон не проводили, прежние работы их коллег с виртуальными образами в компьютерных играх показывали, что человек легко ассоциирует себя с представителями другой расы, иной возрастной группы или социального статуса. Более того, такая ассоциация сохраняется и после игры, позволяя одним преодолеть расовые предрассудки, а другим – победить природную застенчивость.

Наверное, самым примечательным опытом был последний – по переселению душ волонтёров в саму Валерию Петкову.

На этот раз телекамеры учёные укрепили у неё на голове, и смотрели эти виртуальные глаза на самих подопытных, которым предстояло увидеть себя со стороны. А в качестве источника тактильных ощущений выступали взаимные пожатия руки. Волонтёры жали руку экспериментаторши так и тогда, как им пожелается, так что при делении добровольцев на синхронную и асинхронную группы Петковой пришлось проявить всё своё проворство.

Оно того стоило – и мужчины, и женщины из синхронной группы вскоре почувствовали, что это они жмут руку человеку в шлеме, которого видят перед собой. При этом они признавались, что чувствовали, будто находятся сзади, за той рукой, что жмёт руку человеку в шлеме. И добровольцев не смущало, что в стоящем перед ними человеке в шлеме они явно узнавали себя. Ощущение присутствия в теле Валерии Петковой не разрушило даже это немыслимое противоречие: «Я жал руку самому себе», – признался один из участников эксперимента. А когда в поле зрения появился нож, волонтёры куда сильнее переживали при его приближении к руке Петковой, чем к своей собственной!

По словам учёных, их самих удивляет тот факт, что «перенести» пространственное положение центра самоощущения человека из одного тела в другое оказалось так просто.

Хенрик Эхрссон и Валерия Петкова надеются, что их результаты помогут учёным, психологам и даже смогут пригодиться в технике – например, при управлении роботами в реальном времени.

А поклонникам виртуальной реальности вроде Second Life, возможно, и не понадобится наряжаться в специальные костюмы, чтобы всем своим телом почувствовать, как бродишь в созданном тобой мире. Достаточно видеть свои подошвы и ощущать лёгкие удары по пяткам на каждом шагу. Что это может значить для общества, давно описали фантасты.

Источник — http://www.gazeta.ru/science/2008/12/02_a_2902376.shtml

и собственно статья на Английском — http://www.plosone.org/article/info%3Adoi%2F10.1371%2Fjournal.pone.0003832

В интернете можно будет обмениваться генетическими данными

Калифорнийская компания 23andMe, Inc. готовит к выходу новую социальную сеть, пользователи которой смогут сравнивать свои последовательности , сообщает The Inquirer. Новая сеть получила название «23andMe».

Для того чтобы стать участником «23andMe», желающие должны будут приобрести набор стоимостью 999 долларов . В набор входит специальная пробирка для хранения биологического материала, которым, в данном случае, будет слюна. Пробирку с материалом необходимо будет отослать специалистам компании. Всего для составления генетического «паспорта» каждого из участников новой сети планируется определять последовательность около 600 тысяч участков генома.

В числе участков генома, которыми участники сети смогут поделиться друг с другом, будут области, связанные с различными заболеваниями, включая болезнь Альцгеймера, диабет, различные виды рака. Кроме того, создатели «23andMe» будут расшифровывать последовательность ДНК участков генома, ответственных за рост, цвет глаз и волос.

Одна из создателей новой сети, Линда Эвери, считает, что пользователи будут объединяться в группы на основании своих генетических особенностей. Кроме того, они смогут сравнить свою ДНК с ДНК известных личностей, также состоящих в «23andMe».

Кроме чисто развлекательных целей, создатели «23andMe» считают, что полученная база данных ДНК может быть полезной для ученых и медиков, которые занимаются сравнительным анализом геномов или изучают генетические заболевания. Они также надеются, что социальная сеть будет способствовать повышению у людей интереса к тестированию ДНК как к способу диагностики заболеваний.

Создатели «23andMe» обещают, что не будут продавать полученную информацию фармацевтическим компаниям. Однако пользователи смогут добровольно разрешить использовать свои данные в исследовательских целях.

Источник- lenta.ru/news/2008/03/27/andme/

www.theinquirer.net/gb/inquirer/news/2008/03/26/social-networking-wants-dna

Достигшие цели.

31 декабря 1979 года.

СССР.



31 декабря 1979 года – за пять минут до наступления Нового, 1980-го года, советский народ с Новым Годом поздравил лично Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Леонид Ильич Брежнев. Это было немного необычно – последние несколько лет поздравления от его имени читал диктор Центрального телевидения Игорь Кириллов.

Поначалу ничего странного, однако, в поздравлении не было. Леонид Ильич упомянул о том, что Советский Союз оказал братскую интернациональную помощь Демократической Республике Афганистан, отчитался об успехах Союза за прошлый год в промышленности, сельском хозяйстве и культуре. Сказал о том, что Москва будет встречать в будущем году Олимпийские игры.

Когда до наступления 1980-го года осталась всего одна минута, Леонид Ильич посмотрел с экрана на многомиллионный советский народ, сидевший за празднично накрытыми столами у телевизоров и сказал:

— Как вы помните, товарищи, на 22-м съезде наша партия приняла программу построения основ коммунистического общества и пообещала, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме. Не скрою, многие считали, что это обещание невыполнимо. Но мы, коммунисты, привыкли отвечать за сказанное. И выполнять обещанное. Так нас учил Владимир Ильич Ленин, так мы и живем. Я хочу вас обрадовать, дорогие товарищи…

Леонид Ильич сделал паузу, откашлялся:

— С 1 января Нового, 1980-го года, наша страна переходит к коммунизму. Поздравляю вас, товарищи. Сразу после новогодних праздников Центральный комитет обратится в Верховный совет СССР с предложением о переименовании нашей страны в Союз Советских Коммунистических Республик. Ну а пока — с Новым Годом, дорогие товарищи!

От Львова до Владивостока, от полярных станций на Новой Земле до города Кушка на юге в стране наступила тишина. По телевизору играл гимн Советского Союза, но миллионы людей сидели неподвижно у своих телевизоров, забыв даже открыть бутылки «Советского шампанского». И, если бы эту тишину можно было бы перевести на русский язык, перевод был бы очень кратким: «ЭТО КАК?!»

4 января 1980 года.

США, штат Виржиния, штаб-квартира ЦРУ в Лэнгли.


— Давно не виделись, Джек! – сказал замдиректора ЦРУ, поднимаясь из-за стола и протягивая руку Джеку Вайнстоку, вошедшему в его роскошный кабинет.

— Давненько, — согласился Вайнсток. – А ты неплохо устроился, Билл.

— Конгресс пока не обижает. Как у тебя с женой?

— С Айрис? Ну, она решила оставить мне после развода только библиотеку. И кота Джона. Ее адвокаты роют носом землю.

— Сочувствую. Ну, и мне тут недолго осталось. Новый президент, новые люди.

— И что собираешься делать?

— Отдыхать. Сначала эта история с Ираном, потом Афганистан, теперь вот русские эти… с ума сошли.

— Да, я уже слышал.

— Собственно, Джек, я тебя за этим и пригласил.

Оба сели в кожаные кресла у окна, замдиректора предложил Вайнстоку контрабандную кубинскую сигару, сам тоже закурил.

— Что ты обо всем этом думаешь?

— О чем? – решил уточнить Вайнсток.

— О коммунизме в России.

— Бред какой-то. У русских последние несколько лет трудности с обеспечением страны продовольствием, огромные проблемы с потребительскими товарами. Какая-то авантюра… или…

— Или?

— Или неясная нам игра. Возможно, начинается некая политическая компания – связанная со сменой руководства. Одновременно – русские войска в Афганистане. Может, какая-то связь есть тут. Возможно, они готовятся войти в Иран? Но сейчас еще рано говорить – необходимо ознакомиться с информацией оттуда.

— Да, — сказал замдиректора. – Знаешь, Джек, вот тут как раз и проблема.

— Какая?

— Все дальнейшее – закрытая информация, – предупредил замдиректора. – В Лэнгли и Госдепе с 1-го января работают кризисные команды, которые отслеживают информацию из России. От наших дипломатов, от разведок, перехваты радио- и телепередач, прослушивания открытых и закрытых телефонных каналов – ну, как полагается.

— И?

— Все как обычно.

— В смысле?

— Никаких изменений.

Вайнсток нахмурился.

— Подожди, что за ерунда. Брежнев четыре дня назад объявил, что русские построили коммунизм, с первого января у них отменили деньги, перешли к прямому распределению всех потребительских товаров – и никаких изменений?

Замдиректора словно обрадовался и даже хлопнул себя ладонями по коленям.

— Ты понял! Именно так. Ни разгромленных магазинов, ни волнений, ни демонстраций владельцев счетов в их сберегательных кассах. Ничего. Тишина.

— А наше посольство в Москве что говорит?

— 1-го января у них все магазины были закрыты, кроме продуктовых. Там раздавали брошюры – вот эти. Их напечатали несколько десятков миллионов штук. В каких-то тайных типографиях КГБ.

Замдиректора передал Джеку очень тонкую книжечку в мягкой обложке, на которой кириллицей было написано:

«МЫ ЖИВЕМ ПРИ КОММУНИЗМЕ!»

— Прислано из России специальным самолетом. Всю ночь переводили, копия уже у президента.

— И что там?

— Ну, ты русский знаешь, полистай.

Вайнсток полистал.

«… отмена денег… все продукты, товары и услуги распределяются согласно потребностям…от каждого по способностям, каждому по потребностям… исполнилась мечта человечества».

— Потребностям? – задумчиво сказал Вайнсток. – Бред какой-то.

— Да. У нас сейчас в Лэнгли самый популярный анекдот: Россия, продуктовый магазин, на дверях объявление: «Сегодня потребности в колбасе нет».

Джек этот анекдот слышал раньше, но не мог не улыбнуться.

— Непонятно все это.

— Непонятно, — согласился замдиректора ЦРУ. – И именно поэтому я тебя сюда и пригласил. Джек, ты один из лучших специалистов по России, ты работал с нами еще со времен Кубинского кризиса – и мы хотим, чтобы ты отправился туда и на месте разобрался, что же, черт возьми, происходит в этой чертовой России!

И замдиректора со злостью воткнул сигару в пепельницу.

14 января 1980 года.

США, Нью-Йорк, международный аэропорт имени Джона Ф. Кеннеди.


Джек подошел к стойке, над которой было написано: ”AEROFLOT. USCR”

Стоящая за стойкой девушка приветливо улыбнулась, сказала, с легким акцентом:

— Привет! Могу я Вам чем-то помочь?

— Да. Я хочу купить билет в Москву.

На стойке Джек заметил объявление на русском и английском: «Гражданам Союза Советских Коммунистических Республик билеты «Аэрофлота» выдаются бесплатно. Для граждан других государств – согласно прайс-листу».

— Как вы, работающие в США, относитесь к этому? — вежливо спросил Джек по-русски у девушки, изучавшей его визу (сделанную в невероятной спешке) и другие документы.

Сотрудница «Аэрофлота» посмотрела на Джека, Джек показал рукой на объявление.

— А, вы про коммунизм. Ну конечно, здорово. Я еще в Союзе не была, но девчонки, которые прилетают оттуда, говорят, что все стало так классно, так… — cool, как у вас тут говорят. Людей словно подменили. У всех отличное настроение, никто не ругается. Просто праздник какой-то. Я жду не дождусь, когда можно будет слетать домой.

— А вам не обидно – ведь, наверное, раньше это было так престижно – работать в Америке?

— Раньше – да, — сказал девушка, набирая что-то на клавиатуре.- А теперь нет. Теперь у нас лучше. Коммунизм ведь, не хухры-мухры!

2 февраля 1980 года.

Москва.


Диссидент и правозащитник Валерия Ильинична Стародворская ела икру. Слово «ела» явно не соответствовало тому, что она делала – икру она запихивала себе в рот, с трудом, отчаянно, со слезами на глазах. С усилием глотала и потом снова отправляла столовой ложкой икру из большого тазика в рот.

Джек Вайнсток смотрел на нее с состраданием. Одновременно с поеданием икры диссидент и правозащитник говорила.

— Я беру в их магазинах каждый день килограмм икры. Я бы брала больше – но мне не съесть.

Валерия Ильинична сидела попой на телевизоре. Телевизоров в ее небольшой квартире в центре Москвы было много – некоторые распечатаны, некоторые в коробках. На коробках лежали шубы. Тоже много.

— Если хотя бы миллион москвичей будет брать себе по телевизору каждый день – и по килограмму икры, их чертов коммунизм рухнет. Потому что они не могут и не способны дать людям товары и еду без карточек или ограничений. Я каждое утро стою у магазина с плакатом: «Берите черную икру!»

— И? – спросил Джек.

Стародворская с усилием глотнула, потом рыгнула. Часть икринок вылетело из ее рта.

— Простите! – И продолжила. – Не берут! Эти зомбированные коммунистами идиоты идут мимо!

— Что, вообще не берут икру?

— Некоторые берут. Сто грамм. Для детей, или на день рождения.

— А почему так происходит, как вы думаете, Валерия Ильинична?

Диссидент перестала есть, отдышалась.

— Я думаю, что коммунисты облучили всю страну. Какое-то секретное оружие. Которое превращает людей в зомби. Поэтому они ограничивают свои потребности до минимума. Другого объяснения я не вижу.

— А на вас это излучение не действует?

— Нет! – гордо сказала Стародворская. – У меня иммунитет.

— А еще у кого-то есть иммунитет? – спросил Вайнсток.

— Был у Сережи Ковалева. Он тоже набрал себе в первый день этого проклятого коммунизма много цветных телевизоров, и шесть машин. И две стиралки «Вятка-автомат».

— Шесть машин? – поднял брови Джек. – Куда же столько?

— Чтобы доказать, что ихний коммунизм – это фикция. Да. А на следующий день я пришла к нему – а он носит телевизоры обратно. Пешком.

— А почему не на машине?

— А у него и прав нет. И машины он сдал обратно. Излучение на него подействовало.

— И что с ним теперь?

— Уехал в Сибирь – преподавать биологию в сельской школе. Его иммунитет против коммунистического излучения не выдержал.

— И больше никого? Как вы?

— Да! – сказала Валерия Ильинична и на ее глазах показались слезы. – Я осталась одна. Даже братья по борьбе на Украине и в Грузии – и те зомбированы. Даже крымские татары и прибалты. Академик Сахаров с женой уехали в Америку – от невозможности смотреть на то, что коммунисты сделали с народом. Но пока я жива – я буду здесь и я буду есть их гадкий балык, их черную икру, их сервелат – по другому я с ними бороться не могу. Когда-нибудь ко мне присоединятся другие – и мы сожрем их проклятый коммунизм.

Она набрала новую ложку икры и запихала ее в рот, борясь с рвотным рефлексом.

— За нашу и вашу свободу! – сказала Валерия Ильинична с набитым ртом.

3 февраля 1980 года.

Москва, магазин «Автолюбитель».


Джек и его сосед по гостинице «Россия», корреспондент финской газеты «Вапаа Сана» Сакари Хелми, стояли около магазина, где продавались советские машины и ждали покупателей. Покупателей не было. Простояли они так с самого открытия магазина, и, если бы не фляжка кофе, в который финн твердой рукой влил коньяк, купленный накануне в валютном баре для иностранцев, оба уже замерзли бы.

— Джек, пошли в магазин, поговорим хотя бы с продавцами, — наконец сдался финн.

Молодой человек, он же продавец – если так еще назывались работники магазинов в стране, где торговля была отменена — радостно бросился к вошедшим, но, с порога прочитав их инаковость, то есть непринадлежность к гражданам коммунистического государства, тут же увял.

— Иностранцам автомобили только продаются – и только за валюту, – грустно сказал продавец.

— Мы не будет покупать машину, позвольте задать вам несколько вопросов, — попросил Джек.

Молодой человек любезно позволил.

Выяснилось, что в день «уходят» две-три машины «Жигули», столько же «Москвичей». Хуже всего ситуация с «Волгами» — за две недели не ушла ни одна машины, а между тем с завода ожидаются еще три машины. Поэтому продавцы отогнали имеющие машины в соседнюю школу и детский дом.

Джек пытался выспросить у продавца, что будет, если все машины разберут, так сказать, а потом придет человек за машиной, но магазин будет пуст.

— С завода придут еще машины, — уверенно сказал молодой человек.

— А если и их разберут?

— Привезут еще, — недоуменно пожал плечами продавец.

В этот момент в магазин вошел посетитель. Теперь уже безусловный абориген. Молодой человек бросился к нему. Посетитель – мужчина средних лет в шляпе – чувствовал себя крайне неуверенно.

— Понимаете, — сказал он продавцу.- У меня дача – в Подмосковье – а жена не очень здорова, ей на электричке неудобно ездить, ну вот я и думаю, взять может быть машину.

— Конечно! – сказал продавец. – Это именно то, что вам и необходимо – учитывая здоровье вашей супруги.

Мужчина замялся:

— Я все-таки не очень уверен.… Вдруг кому-то машина нужна сильнее, чем мне?

— Не беспокойтесь. Вы вполне можете взять машину!

— А я слышал, еще не у всех ветеранов войны есть машины, — неуверенно сказал мужчина.

— Этот вопрос уже решается, — сказал продавец. – Сегодня в «Правде» статья про это. В стране образовывается излишек валюты – с буржуями мы ведь торгуем как и прежде – и поэтому принято решение закупать для ветеранов Великой Отечественной «Мерседесы» из ФРГ. Это даже символично будет – чтобы наши ветераны ездили на немецких автомобилях.

— Да? – спросил мужчина. – Здорово как придумано. Но… — он снова помялся. – Вот еще. Многодетные семьи. Многим трудно без машин – а вдруг кто-то нуждается больше меня?

— Работники нашего магазина составляют список всех многодетных семей, которым могут пригодиться машины. Так что будьте уверены – они без машин не останутся.

— Ну, хорошо, — сказал мужчина. – А что у вас есть сейчас?

Продавец просто расцвел и уверенным, профессиональным голосом, начал перечислять:

— В данный момент у нас представлены для потребителей следующие машины советского автопрома…

Джек посмотрел на финна – тоже хорошо понимающего русский. Финн стоял с открытым ртом и смотрел на происходящее с таким видом, словно он только что стал свидетелем схода с небес на землю ангелов Господних.

4 февраля 1980 года.

Москва. Комплекс посольства США.


Собраться решили в Оперативной комнате посольства, которую называли еще Черным Ящиком. Это помещение имело абсолютную защиту от любых технических средств прослушивания, существующих в арсенале спецслужб – и, уж естественно, в арсенале КГБ.

Присутствовали сам посол, атташе по культуре – он же резидент ЦРУ, военный атташе и Джек Вайнсток.

Посол разлил виски, жестом предложил присутствующим. Все охотно взяли стаканы.

— Итак, Джек, что скажешь? – спросил посол.

Вайнсток замялся.

— Честно говоря, похвастаться нечем. Я понимаю ровно столько же, сколько до приезда сюда.

Остальные переглянулись. На лице резидента ЦРУ проступило отчаяние.

— Это какой-то адский заговор, вот что я вам скажу.

Посол с иронией посмотрел на него.

— Мне так и сообщить в Госдеп? Адский заговор?

— Да, — упрямо сказал атташе. – Именно так. Я получил информацию от нашего крота в КГБ. Это было его последнее сообщение – больше он на связь с нами не выходил. Как и все другие агенты. Так вот…

Резидент открыл папку, просмотрел несколько листов.

— Согласно этому сообщению, в прошлом году шифровальщики КГБ раскололи так называемый шифр Бокия.

— Кто это? – спросил военный атташе.

— Руководитель спецотдела ГПУ – предшественника КГБ. Этот отдел занимался многим, в том числе исследованием паранормальных явлений в 20-е — 30-е годы. Сам Бокий расстрелян во время сталинских чисток в 37-м году. Так вот, согласно сообщению моего агента, в тетрадях Бокия – которые КГБ смог прочесть только несколько лет назад, — была описана техника управления человеческим сознанием с помощью специальных кодов. Нечто вроде нейролингвистического программирования.

Посол скептически посмотрел на резидента.

— Ну и как КГБ сумел запрограммировать все 266 миллионов советских?

— Используя комплексные методы! – упрямо сказал резидент. – Телевидение, радио, газеты. Были внедрены психолингвистические команды, которые и превратили русских в зомби.

— АНБ проанализировало все информационные потоки. Никаких отклонений или скрытых вложенных кодов найдено не было, — сказал военный атташе.

— Значит, они спрятаны слишком глубоко, — настаивал резидент.

— А почему они не действуют на нас? –спросил Джек.

— Мы не русские.

— Эстонцы тоже не русские. И латыши. И литовцы. Тем не менее у них все то же самое, что и в Москве и в Ленинграде и в Свердловске. Люди живут, ходят на работу, на которой им не платят деньги, после работы посещают в магазины, где все бесплатно. И всем всего хватает. Потому что люди ограничили свое потребление до минимума. Кстати…

Посол открыл свою папку.

— Вот статья в одной провинциальной газете – «Камышинская правда» — за прошлую неделю. Мне перевели аналитики посольства. В ней сообщается, что в одном из магазинов города некоему покупателю не хватило полкило колбасы. И, внимание: военными самолетами в город Камышин на следующий были доставлены сто тонн колбасы с Украины. Руководитель городской торговли получил партийный выговор.

Посол закрыл папку.

— Чертовщина какая-то. Так не бывает.

На него было жалко смотреть.

— Я думаю, пришельцы, — сказал военный атташе.

— Что? – поднял брови посол.

— Русские вели с 60-х годов обширную программу по поиску внеземных цивилизаций. Возможно, они вступили в контакт с какой-нибудь цивилизацией – и овладели технологией управления массовым сознанием с помощью неизвестных нам, нашей западной науке, излучений. Или вступили в контакт с каким-нибудь экипажем НЛО. Говорят, в Сибири их ПВО сбило летающую тарелку…

Посол вздохнул.

— Зомбирование ГПУ, пришельцы, НЛО. Это мне говорить президенту?

10 февраля 1980 года.

Грузия, город Гори.


— Заходите в дом, дорогие гости! Стол накрыт, мясо прямо с огня, вино прямо из бочки!

Американские телевизионщики вошли в дом. Хозяин – в хорошем костюме, белой рубашке и галстуке – несмотря на тело в доме – указал им на стол. Стол напоминал какую-нибудь картину поздних голландцев – заставленный огромными бутылями с вином, блюдами с фруктами, мясом, еще испускавшим дым. Вокруг стола суетились женщины в черных платьях.

— Садитесь, дорогие американцы, кушать будем, говорить будем.

Расселись, телевизионщики включили свои камеры, Джек – выступавший как переводчик, включил еще и свой диктофон.

Трапеза, однако, затянулась – женщины все время ставили на стол новые тарелки, а хозяин только успевал произносить новые и новые тосты за дружбу народов, за мир во всем мире, за Америку, Грузию и СССР. После здравицы в честь славного Политбюро КПСС и лично товарища Брежнева Джек сумел вставить вопрос:

— А как лично вы, дорогой Михаил, относитесь к коммунизму?

— Слушай, хорошо отношусь. Как можно плохо относится, да? Столько лет строили, столько старались. Войну какую вынесли, да, Гитлера разбили. И построили коммунизм, всем теперь хорошо, все бесплатно, все по потребности, да. Хорошо теперь живем, горя не знаем, все завидуют!

— Михаил, а это правда, что вы были раньше вором в законе? – спросил Джек.

Грузин помолчал.

— Дорогой, зачем плохое вспоминаешь, да? Был вором, но когда это было? Когда коммунизма не было. Родимые пятна, капитализма, да. Потому что социализм — это как предбанник у коммунизма. С улицы еще холодом веет. Даже снег может намести. Да. Вот я и был таким родимым пятном, да. Но сейчас, когда коммунизм стал, нет больше Мишки Грузинского, вот. Есть Михаил Георгиевич Кантарашвили, гражданин великого коммунистического Союза. Понимаешь?

— Ну а не тянет — на прошлое, на преступную дорогу?

— Слушай, зачем обижаешь, да? Какая преступная дорога, дорогой. Не был бы американцем – из отсталой Америки – я бы обиделся, да. Но я не обижаюсь – потому что ты гость, я хозяин. Какая преступная дорога может быть, когда коммунизм? Все люди равны, все братья, работай честно, виноград расти, барашков корми, людям на радость вино делай. Зачем преступная дорога, зачем воровать и красть? Да и денег нет, понимаешь?

Джек хотел еще что-то спросить, но хозяин явно потерял терпение, встал, взял из рук женщины рог с вином.

— Давайте выпьем за товарища Сталина, Иосифа Виссарионовича, который родился в этом городе. Говорят, не жалел он ни своих, ни врагов. Всякое было. Но — не было бы без него всего этого – чего так ждали и за что умирали люди. И потому – за великого Сталина!

И приложился к изогнутому рогу.

26 февраля 1980 года.

Москва, площадь Ногина, 4, здание Центрального комитета КПСС.


Конференц-зал был набит битком. Софиты, камеры ведущих телевизионных каналов, сотни микрофонов, облепивших стол, за которым стояли пока еще пустые стулья с высокими спинками.

— Товарищи, дамы и господа, пресс-конференция члена Политбюро ЦК КПСС, секретаря ЦК КПСС Михаила Андреевича Суслова объявляется открытой, — на хорошем английском, французском и немецком сказал в микрофон человек, которого Джек без колебаний назвал бы apparatchik.

Сразу после этих слов сам Суслов появился откуда-то из боковой двери. Сел за стол. Вайнсток не успел заметить, были ли на ногах у секретаря по идеологии пресловутые галоши, с которыми, как утверждали остряки из дипкорпуса, старик не разлучался.

— Позвольте огласить некоторые предварительные итоги, которых наша страна достигла после вступления в коммунистическую формацию, — сухим старческим голосом сказал Суслов.

Читал он по бумажке, с трудом. Речь изобиловала цифрами и процентами – на столько-то процентов возросла производительность труда, на столько-то процентов уменьшился брак на производстве и потери в сельском хозяйстве.

Наконец, дочитав свою речь, Суслов снял очки и, оглядев своими блеклыми глазами зал, сказал:

— Можете задавать вопросы.

Вопросы сыпались один за другим, помощники Суслова с огромным трудом справлялись с их потоком.

— Правда ли, что весной в «Полтииздате» будут изданы книги Солженицына?

— Правда.

— А вы не боитесь, что это приведет к кризису в советском обществе?

Суслов недоуменно посмотрел на корреспондента:

— А почему это должно вызвать кризис? Солженицын – наш враг, наследник белогвардейцев и власовцев, разбитых советским народом. История показала, на чьей стороне правда, поэтому мы относимся к книгам этого господина не более чем как к историческому курьезу. Я даже не думаю, что найдется много желающих читать эту макулатуру, но в условиях коммунистического общества не может быть запретов на информацию – поэтому мы выделили бумагу и для пробного тиража произведений этого автора. Хотя бумаги немного жалко, ее можно было бы использовать и для более полезной литературы.

— Правда ли, что создана комиссия ЦК по вопросам истории партии?

— Да, — сказал Суслов. – Теперь, после победы коммунизма, мы решили открыть все без исключения архивы и рассказать народу про все, в том числе и про трагические моменты нашей истории – для того, чтобы советские люди знали, как труден был наш путь к коммунизму.

— Правда ли, что людей гипнотизируют, чтобы они не брали в магазинах лишних продуктов и товаров?

Суслов усмехнулся.

— Сразу видно, что этот вопрос задал представитель газеты из капиталистической страны. Советские люди – не потребители, думающие только о том, как бы больше съесть и как бы притащить в свой дом больше вещей. Советские люди – это люди, которые ставят в жизни совсем другие цели – образование, культура, наука, спорт, семья. И для нас, для коммунистической партии гораздо более сложная задача – обеспечить наш советский народ, советского человека именно этим, так сказать, товаром – библиотеками, спортзалами, планетариями, домами знаний. И здесь нам еще очень много работать.

— Почему 31 декабря 1979 года советские люди стояли в очередях за колбасой, и ее не хватало, а 2 января 1980 года колбаса лежит во всех магазинах – и ее хватает всем? Не кажется ли это странным? Что за два дня люди так изменились?

Вопрос задала француженка, сидевшая рядом с Вайнстоком.

Суслов повертел в руках свои очки, пожал плечами.

— Я бы мог вам долго рассказывать о диалектике, о законе перехода количества в качество. О том, как много было сделано, чтобы создать нового человека, человека эпохи коммунизма. Но я думаю, вам это не будет интересно. Поэтому скажу так – советский человек не просто вошел в новый исторический период, в новую, коммунистическую формацию. Он ее выстрадал, он ее построил. Этот путь был нелегким, и мы, наша партия, иногда делали огромные ошибки. Но народ верил нам даже в самые трудные дни, а мы, партия, верили в наш народ. И, как оказалось, мы в нем не ошиблись. Что еще раз подтверждает единство советского народа и его коммунистической партии — теперь уже в новую, коммунистическую эпоху!

Француженка села на свое место, что-то записала в блокнот. Зло пробормотала Джеку:

— Merde! Старый плут. Наговорил лозунгов, но так ничего и не объяснил.

15 марта 1980 года.

Москва, гостиница «Россия».


Вайнсток включил телевизор. С прошлой недели были добавлены американские каналы, при этом в двух вариантах – с переводом на русский и без перевода.

— …В Польше, в городе Гданьске, на судоверфи имени Ленина, вчера вечером началась забастовка, которая сегодня охватила уже весь город. Сегодня в Гданьске сформирован независимый профсоюз «Солидарность», руководитель которого, рабочий-электрик Лех Валенса, огласил во второй половине дня требования бастующих: «Отставка первого секретаря Польской объединенной рабочей партии Герека и начало переговоров с Москвой о вступлении Польши в Союз Советских Коммунистических Республик. Согласно поступающей информации, сегодня к забастовке примкнули предприятия в Катовице…

Вайнсток нашел в столе чистый лист бумаги. Написал:

«Заместителю начальника ЦРУ. Лично.

Дорогой Уильям!

Впервые я должен сказать тебе, что не просто не справился с твоей просьбой, — в конце концов, поражения у нас бывали и раньше, – но и нахожусь в полной растерянности. Потому что не знаю, что делать дальше. И я не понимаю, что происходит в России.

Так что можно считать, что моя миссия провалена. И я не смог найти ответы на поставленные вопросы...»

Вайнсток оторвался от письма.

По телевизору показывали длинную вереницу машин.

— …Армейские и полицейские части Восточной Германии, подавшей на прошлой неделе заявку на присоединение к Коммунистическому Союзу, приступили к демонтажу Берлинской стены. Одновременно с западной стороны смешанные строительные части союзников строят свою собственную стену, чтобы как-то воспрепятствовать гражданам Западного Берлина и ФРГ переходить в Восточную Германию. Как сообщают, за прошедшую ночь в ГДР перешло около десяти тысяч человек…

«Билл, и вот что. Можешь думать что угодно – что меня в Москве опоили дурманом, загипнотизировали, облучили (кстати, есть еще одна версия, что русские нашли чашу Святого Грааля, и этим объясняется все то, что происходит сейчас в этой стране; по моим подсчетом, это будет версия номер 201) – но я принял решение остаться в Москве. Мне предложена должность приглашенного профессора в Московском университете на факультете современной истории – а после открытия архивов КПСС и советских спецслужб Москва стала Меккой для любого человека, интересующегося советской историей. Дома меня ждет Айрис с ее прощелыгами-адвокатами, и возвращаться в Штаты нет никакого желания. А тут много интересной работы, совершенно фантастический эксперимент, равного которому не было и вряд ли когда-нибудь будет…»

Вайнсток погрыз ручку, усмехнулся и приписал:

«Да, и еще, Билл, тут действительно все бесплатно. Для тех, кто работает».

Источник