Как изменить действия

Многие люди хотят изменить свои действия, но у них это не получается. Как бы они ни пытались изменить свои действия, они не меняются. И чем сильнее люди пытаются изменить свои действия, тем более сильное сопротивление они встречают.

Почему так происходит? Ответ прост. Что такое изменение действий? Это значит, начать новые действия. А что при этом происходит со старыми действиями?

А они никуда не деваются. Они продолжают происходить. То есть, происходит не замена старых действий на новые – происходит такая ситуация, что и старые, и новые действия пытаются происходить одновременно.


Читать дальше →

Про мотивацию

Мотивации не существует. Труд является самоценным. Человеку по-настоящему хочется трудиться только ради самого труда. Даже не ради результата — результата может и не быть. Наиболее точным будет сказать, что человек трудится только ради самого получения опыта труда.
Читать дальше →

Фиксация и дефиксация внимания - главные умения в жизни человека

В жизни человека существуют два главных психологических умения – это умения фиксировать и дефиксировать свое внимание.

Что это значит? Начну с объяснения того, что такое внимание. Внимание – это что-то вроде луча фонарика или лазерной указки, направленной на определенную точку пространства. Внимание в каждый момент времени направлено в определенную точку, и в этом момент времени мы воспринимаем только то, что находится в этой точке.

Внимание движется от точки к точке. Оно описывает определенную траекторию. Понятия фиксации и дефиксации относятся именно к этой траектории.


Читать дальше →

Как начать действовать?

Человеку, чтобы действовать, нужно задать себе два вопроса:

1. Что происходит?
2. Что в том, что происходит, я хочу изменить?

Когда ответы на оба вопроса ясны — человек начинает действовать.

О чувственном восприятии

Для этой статьи я введу два основных понятия. Это чувственное восприятие или чувства – то, что мы видим, слышим, ощущаем, обоняем, испытываем на вкус. И мышление – слова, которые мы думаем. Статья будет посвящена тому, как разделены и взаимосвязаны эти два механизма, а также почему первый важнее второго.

Начнем с того, что чувственное восприятие существует у нас от рождения, а скорее всего и раньше. Мы, как и животные, изначально способны видеть, слышать и ощущать – это наши единственные способы воспринимать мир. По сути, мир для нас существует исключительно в нашем чувственном восприятии.

Однако у человека, помимо чувственного восприятия, есть и второй психический механизм – мышление. Ученые называют его вторичной сигнальной системой. Это мышление, речь, слова. Это обработка символов, а не чувственных образов и переживаний.


Читать дальше →

Об искусстве бездействия

Люди недооценивают важность бездействия. Им кажется, что всегда надо что-то делать. Но это и является причиной проблем у людей – они совершают действия, которые приносят вред.

Люди привыкли реагировать действиями на все что угодно. Любая мысль пришла – они действуют, любая эмоция – они действуют, любое желание – они действуют. Игнорируя то, какие последствия их действия приносят. Они просто привыкли реагировать на те или иные явления тем или иным образом, не задумываясь, насколько их реакции адекватны.

Поэтому людям необходимо учиться бездействию. Именно бездействию, а не другим действиям. Потому что, если вы идете налево, и одновременно пытаетесь идти направо, вы замрете на месте в нерешительности. Вам надо сначала перестать идти налево, и только потом вы сможете идти направо.

Как работает бездействие? Вы садитесь в любую удобную для вас позу и просто сидите в ней. Что бы ни происходило внутри вас или снаружи вас, вы продолжаете сидеть. Таким образом, вы разрываете связь между событиями и действиями, которые вы привыкли в ответ на эти события совершать.

Например, когда вы ощущаете гнев, у вас может быть привычная реакция – ругаться. Эта реакция в большинстве случаев только усугубляет ваши конфликты. Если же, когда у вас возникает гнев, вы ничего не делаете, то у вас появляется возможность рассмотреть этот гнев. А когда вы рассматриваете гнев, он начинает исчезать. И вам становится не обязательно начинать ругаться. У вас появляется возможность понаблюдать за ситуацией, подумать и решить – ругаться или нет.

То есть, с помощью бездействия вы уничтожаете свои привычные реакции. Вы разрываете сложившиеся у вас связи между событиями и вашими действиями. У вас появляется возможность действовать по-другому или не действовать вовсе.

На мой взгляд, большинство духовных учений, вроде йоги, ставят своей целью научиться перестать одинаково реагировать на события. Различные асаны (позы тела) и диеты нужны лишь для того, чтобы вам было проще сидеть и ни на что не реагировать. Изначально «асана» означала всего лишь позу тела, в которой удобно и комфортно бездействовать, безучастно воспринимать все, что происходит. То есть, речь идет просто о том, чтобы найти позу тела, в которой вам удобнее бездействовать.

Вообще, получается так, что человеку приходится специально учиться искусству бездействия. Мы не привыкли бездействовать. Бездействовать для нас неудобно, некомфортно. Необходимо создавать условия, чтобы бездействовать вам было удобнее всего, чтобы вы не прекратили через полминуты. Поэтому, если вам трудно бездействовать, измените условия, например, позу тела, или перейдите в другое место, или закройте глаза. Хотя, в конечно счете, необходимо научиться бездействовать в любых условиях.

И главное – помните, что ни одно из ваших действий не является обязательным. Вы их совершаете, потому что привыкли совершать. Но вы можете перестать их совершать, и тогда вы получите возможность делать что-либо другое.

© Дмитрий Лейкин (http://dmitry-leykin.ru)

Детализированное исследование тела

В техниках наблюдения за телом часто упускается тот факт, что, с одной стороны, тело – большое, а объем, который может за один раз рассмотреть внимание – маленький. Таким образом, возникает ошибочное выполнение техники – либо безрезультатные попытки рассмотреть его целиком, либо наблюдение лишь некоторых точек или областей тела, упуская все остальные.

Конечно, в первую очередь стоит рассматривать те части тела, в которых есть какие-либо ощущения, но этого часто оказывается недостаточно. Потому что наша чувствительность на текущий момент времени ограничена, и мы ощущаем далеко не все, что имеет значение, поэтому также многое упускается.

Поэтому единственный работающий вариант – это разбить тело на части и обратить внимание на каждую из частей. Только в этом случае, с одной стороны, ни одна из частей тела не будет упущена, а с другой стороны, тело будет рассмотрено достаточно детально.

Как разбивать тело? Это можно делать по-разному, главное, чтобы все части в сумме составляли все тело, а сами были достаточно мелкими. Например, можно разбить тело на элементарные руки-ноги-голова-шея-туловище-таз, а потом разделить каждую часть на еще несколько частей и так далее. Можно просто разбить тело на части одинакового размера. Можно использовать известные вам части тела из анатомии. Вариантов много.

Вообще, это чем-то напоминает вот что. Когда вы одеваете рубашку и штаны, вы засовываете руки в рукава, а ноги – в штанины. А тут вы практически точно так же «засовываете» внимание в руки, ноги и другие части тела. По ощущениям – очень похоже.

В общем, чтобы достичь полного эффекта от наблюдения за своим телом, необходимо рассматривать его по частям. Только тогда улучшение процессов в вашем теле (а значит – в вашей жизни) будет происходит максимально быстро.

© Дмитрий Лейкин (http://dmitry-leykin.ru)

Перестаньте игнорировать реальность

Причина всех проблем у людей – в том, что они обращают внимание только на некоторые части реальности, игнорируя все остальное.

Сейчас я объясню, что это значит.

Реальность состоит из множества объектов. Эти объекты постоянно меняются. Есть объекты во внутреннем мире (мысли, ощущения, эмоции и так далее), есть объекты во внешнем мире (другие люди, деревья, машины и так далее) – но всё это части реальности.

И всё дело в том, что многие люди почти всю жизнь обращают внимание на несколько одни и те же (или по крайней мере похожие) объекты – а все остальные игнорируют.

Приведу пример. Представьте себе человека, которые все время читает что-то со своего мобильного телефона. Всё время только этим и занят. Он, вероятно, знает многое из того, что можно прочесть через телефон. Но он игнорирует все остальное, что существует в реальности.

Примерно то же самое происходит и с нами. Если мы оглянемся на свою жизнь, то увидим, что наше внимание многие дни, месяцы, годы обращается на одни и те же категории объектов – и никогда не смотрит на все остальное. Это может быть не экран мобильного телефона (хотя на сегодняшний день это очень популярный способ фиксации внимания) – но набор объектов, которые мы привыкли удостаивать вниманием, не так уж и велик. А все остальное мы игнорируем.

То есть, получается, что мы почти всегда игнорируем большую часть жизни. Мы сужаем нашу жизнь то небольшого количества похожих друг на друга объектов. Вряд ли такую жизнь можно назвать полноценной.

В каждый момент времени вокруг и внутри нас присутствует практически бесконечное количество объектов. Но мы всегда смотрим на одни и те же объекты, или по крайней мере в одни и те же области пространства (где обычно находятся привычные нам объекты). Мы привыкли смотреть в одни и те же места.

И что же делать?

Ответ очевиден – надо научиться смотреть туда, куда мы обычно не смотрим. Обращать внимание на те объекты, на которые мы обычно внимания не обращаем. Задавать себе вопросы: «На что из того что происходит, я не обращаю внимания? Что я игнорирую?». Давать себе ответы и обращать внимание на эти игнорируемые объекты.

Самое смешное – чтобы обратить внимание на новые объекты вам не надо никуда ходить. Прямо здесь и сейчас находится бесконечное количество объектов, на которые вы никогда не обращали внимания. Прямо сейчас вы, вероятно, смотрите на монитор. А что находится вокруг него? А что находится за вами? Вокруг вас? Внутри вас? Какие еще объекты присутствуют в реальности здесь и сейчас?

Научившись обращать внимание на то, что вы прежде игнорировали, вы поразитесь – как много вы не замечали! Вы всю жизнь или значительную часть жизни видели одно и то же. И даже не задумывались о том, что совсем рядом есть много чего еще. И вы можете замечать всё это. Вы можете замечать всё, что происходит.

А человеку, который старается замечать всё, что происходит, постоянно интересно. Человек, который старается замечать всё, что происходит, постоянно находит новые возможности и добивается большего успеха. Человеку, который старается замечать всё, что происходит, постоянно счастлив.

Поэтому – поймите, как много вы игнорируете и начните обращать внимание на то, на что вы его обычно не обращаете.

Реальность поразит вас.

© Дмитрий Лейкин (http://dmitry-leykin.ru)

Все одинаково важно

Во многих учениях постулируется, что все не важно, что важности не существует. Хотя это в какой-то степени и гармонизирует восприятие реальности, но такая позиция все-таки является жизнеотрицающей. Намного более удачная позиция — «Все одинаково важно». То есть все, без исключения, важно, все достойно внимания, все имеет значение, все полезно, все нужно, все надо иметь в виду. При этом — одинаково, то есть одно не важнее другого. Все важно.

© Дмитрий Лейкин (http://dmitry-leykin.ru)