Индейцы потерянное колено Израиля
Мнение авторов стати очевидно, но я бы не был так категоричен.
Не стоит в данном случае за словами Израиль и Иудееи представлять то, что принято подразумевать под этими словами сейчас…
В 1860 году исследователь Дэвид Уирик обнаружил в штате Огайо камень, покрытый древнееврейскими письменами. Не прошло и полгода как им был обнаружен еще один поразительный артефакт: скрижали с Десятью заповедями.
Первая находка Дэвида Уирика датирована 29 июня 1860 г.
В июне 1860 года Дэвид Уирик (David Wyrick) нашел камень около Ньюарка, штат Огайо, который покрывали четыре древнееврейских надписи, переведённые как: «Законы Иеговы», «Слово Божье», «Святая святых» и «Царь Земли».
Накануне гражданской войны в Америке страну расколол вопрос, должны ли чернокожие и индейцы иметь равные с белыми права. Были ли Адам и Ева последним актом Божьего творения, в то время, когда африканские негры и краснокожие индейцы вместе с животными жили на своих землях? Или все народы на земле являются потомками первой пары людей, разделившихся на роды и затем попавшие в отдаленные уголки планеты? Решающим был вопрос: можно ли считать людей другого цвета кожи людьми или животными?
29 июня 1860 года лопата Дэвида Уирика натолкнулась на загадочный объект, зарытый в земляных валах Ньюарка — сооруженных индейцами. В его руки попал отполированный песчаник, выполненный в форме наконечника копья, с полукруглым отверстием, видимо, для веревки и покрытого еврейскими письменами. Уирик твердо верил в то, что все люди, независимо от их цвета кожи, созданы по образу и подобию Бога. Этот камень, казалось, служил доказательством того, что индейцы никакие не дикари, а всего лишь потерянное колено Израиля, эмигрировавшего в Северную Америку, задолго до того как была написана Библия.
Уирик показал ценный камень своему другу Исраэлу Дилле (Israel Dille), бывшему мэру Ньюарка — историку и знатоку земляных укреплений. Дилле воспринял сведения близко к сердцу, по словам его сына, отец ни о чем другом не говорил так много, как об угрозе гражданской войны и о долге бороться за ликвидацию рабства.
Однако, ни Уирик, ни Дилле не могли расшифровывать письмена на камне. Пожалуй, единственным человеком во всем Ньюарке, который был знатоком древнееврейского языка, был Реверенд Джон Маккарти (Reverend John McCarty). Его темные глаза вспыхнули огоньками, когда он увидел находку. Перевод он зачитал прямо с камня: «Законы Иеговы, Слово Господне, Святая Святых и Царь Земли». Вот оно потерянное колено иудейское, недостающий член оказался между Ближним Востоком и североамериканской прерией.
После непродолжительного триумфа, последовала жесткая критика. Другие, более компетентные исследователи сразу же заявили, что буквы начертаны на современном иврите, а не на древнееврейском. К тому же камень находился слишком близко к поверхности земли, чтобы его там оставили строители земляных валов. Уирик был разочарован: уж не стал ли он жертвой мистификаторов?
1 ноября того же года Уирик обнаружил другой камень в могильном холме приблизительно в 10 милях к югу от Ньюарка. На черном камне в форме саркофага со всех сторон написаны Десять Заповедей. Бородатую фигуру можно было принять за Моисея.
Уирик снова принес находку Маккарти. Он теперь ликовал. Да, на этот раз письмена идентифицировались как древнееврейские. Отныне скептики должны умолкнуть. Однако «Священные камни Ньюарка», как вскоре назвали находку, не могли более сдерживать разгоравшуюся гражданскую войну. Сын Дилле выступал против рабовладения, ушел на войну и больше не вернулся. Прежде чем закончилась война, умер Уирик, до конца его дней, не покидала его мысль, не были ли камни подлогом.
Археолог из исторического общества штата Огайо Брэд Леппер (Brad Lepper), еще в студенческие работавший в музее города Косхоктон, где выставлены камни, ответил на вопросы журналистов «Шпигеля». Он всегда считал эти камни подделкой. Лишь из чувства «самосохранения»
ученый молчал об этом. Позднее к нему присоединился Джеф Джилл (Jeff Gill), историк-любитель и проповедник из Ньюарка. Вместе они реконструировали, что же на самом дело произошло в 1860 году.
Оба исследователя полагают, что Дэвид Уирик невиновен в подлоге. Он был честным человеком, который слишком твердо и искренне поверил в фальсификацию. Кто же был заинтересован в том, чтобы представить земляные валы Ньюарка как иудейские? Кто мог достаточно хорошо знать, где Уирик будет копать в следующий раз? Так в поле зрения ученых попал Исраэль Дилле. Он был не только другом Уирика, но и отлично ориентировался в земляных постройках. Кроме того, у него имелся личный мотив: он был любящим отцом.
Есть еще и второй подозреваемый. Дилле в одиночку никогда бы не смог сделать на камнях надписи, ведь он совершенно не знал древнееврейского языка. Этим человеком в Ньюарке был только Реверенд Джон Маккарти. Отчего же священнослужителя ни тогда и даже позже не подозревали? «Люди никогда бы и не подумали обвинять Реверенда в фальсификации», — объяснил в интервью «Шпигелю» Леппер.
Тем не менее, «Священные камни» позволили, прежде всего, сделать Маккарти карьеру. Отчет о находке он опубликовал не в местной газете, а в “Cincinnati Commercial”, т.е. в той газете, которую епископ каждое утро читал за завтраком. Епископ Чарльз Макильвейн (Charles McIlvaine) тоже слыл пылким противником рабства. Некогда он выразил твердую уверенность в том, что однажды будет найдено археологическое доказательство того, что у Адама и Евы были также чернокожие и краснокожие дети. Его честолюбивый ученик Маккарти представил священноначальнику подобное доказательство. Провинциальный Ньюарк стал слишком тесным для честолюбивого Маккарти.
Подвели Маккарти не только ошибки с написанием текста на современном еврейском языке в первом случае, на втором камне тоже были недочеты. В одном месте он по ошибке написал k aph, одиннадцатую букву древнееврейского алфавита, вместо d aleth, четвертой буквы. В современном еврейском языке возможна замена kaph на d aleth, если они стоят в конце слова, но не в той древней форме, на которой Маккарти начертал свои Десять заповедей. Ошибка произошла при передаче современного алфавита.
В музее города Косхоктон (Coshocton) «Священные камни» и сегодня относятся к самым любимым экспонатам. «Это не какая-нибудь рядовая подделка, — подчеркивает Леппер. — Он создавались, чтобы доказать научную теорию и предотвратить, возможно, даже войну».
Игорь Буккер
Не стоит в данном случае за словами Израиль и Иудееи представлять то, что принято подразумевать под этими словами сейчас…
В 1860 году исследователь Дэвид Уирик обнаружил в штате Огайо камень, покрытый древнееврейскими письменами. Не прошло и полгода как им был обнаружен еще один поразительный артефакт: скрижали с Десятью заповедями.
Первая находка Дэвида Уирика датирована 29 июня 1860 г.
В июне 1860 года Дэвид Уирик (David Wyrick) нашел камень около Ньюарка, штат Огайо, который покрывали четыре древнееврейских надписи, переведённые как: «Законы Иеговы», «Слово Божье», «Святая святых» и «Царь Земли».
Накануне гражданской войны в Америке страну расколол вопрос, должны ли чернокожие и индейцы иметь равные с белыми права. Были ли Адам и Ева последним актом Божьего творения, в то время, когда африканские негры и краснокожие индейцы вместе с животными жили на своих землях? Или все народы на земле являются потомками первой пары людей, разделившихся на роды и затем попавшие в отдаленные уголки планеты? Решающим был вопрос: можно ли считать людей другого цвета кожи людьми или животными?
29 июня 1860 года лопата Дэвида Уирика натолкнулась на загадочный объект, зарытый в земляных валах Ньюарка — сооруженных индейцами. В его руки попал отполированный песчаник, выполненный в форме наконечника копья, с полукруглым отверстием, видимо, для веревки и покрытого еврейскими письменами. Уирик твердо верил в то, что все люди, независимо от их цвета кожи, созданы по образу и подобию Бога. Этот камень, казалось, служил доказательством того, что индейцы никакие не дикари, а всего лишь потерянное колено Израиля, эмигрировавшего в Северную Америку, задолго до того как была написана Библия.
Уирик показал ценный камень своему другу Исраэлу Дилле (Israel Dille), бывшему мэру Ньюарка — историку и знатоку земляных укреплений. Дилле воспринял сведения близко к сердцу, по словам его сына, отец ни о чем другом не говорил так много, как об угрозе гражданской войны и о долге бороться за ликвидацию рабства.
Однако, ни Уирик, ни Дилле не могли расшифровывать письмена на камне. Пожалуй, единственным человеком во всем Ньюарке, который был знатоком древнееврейского языка, был Реверенд Джон Маккарти (Reverend John McCarty). Его темные глаза вспыхнули огоньками, когда он увидел находку. Перевод он зачитал прямо с камня: «Законы Иеговы, Слово Господне, Святая Святых и Царь Земли». Вот оно потерянное колено иудейское, недостающий член оказался между Ближним Востоком и североамериканской прерией.
После непродолжительного триумфа, последовала жесткая критика. Другие, более компетентные исследователи сразу же заявили, что буквы начертаны на современном иврите, а не на древнееврейском. К тому же камень находился слишком близко к поверхности земли, чтобы его там оставили строители земляных валов. Уирик был разочарован: уж не стал ли он жертвой мистификаторов?
1 ноября того же года Уирик обнаружил другой камень в могильном холме приблизительно в 10 милях к югу от Ньюарка. На черном камне в форме саркофага со всех сторон написаны Десять Заповедей. Бородатую фигуру можно было принять за Моисея.
Уирик снова принес находку Маккарти. Он теперь ликовал. Да, на этот раз письмена идентифицировались как древнееврейские. Отныне скептики должны умолкнуть. Однако «Священные камни Ньюарка», как вскоре назвали находку, не могли более сдерживать разгоравшуюся гражданскую войну. Сын Дилле выступал против рабовладения, ушел на войну и больше не вернулся. Прежде чем закончилась война, умер Уирик, до конца его дней, не покидала его мысль, не были ли камни подлогом.
Археолог из исторического общества штата Огайо Брэд Леппер (Brad Lepper), еще в студенческие работавший в музее города Косхоктон, где выставлены камни, ответил на вопросы журналистов «Шпигеля». Он всегда считал эти камни подделкой. Лишь из чувства «самосохранения»
ученый молчал об этом. Позднее к нему присоединился Джеф Джилл (Jeff Gill), историк-любитель и проповедник из Ньюарка. Вместе они реконструировали, что же на самом дело произошло в 1860 году.
Оба исследователя полагают, что Дэвид Уирик невиновен в подлоге. Он был честным человеком, который слишком твердо и искренне поверил в фальсификацию. Кто же был заинтересован в том, чтобы представить земляные валы Ньюарка как иудейские? Кто мог достаточно хорошо знать, где Уирик будет копать в следующий раз? Так в поле зрения ученых попал Исраэль Дилле. Он был не только другом Уирика, но и отлично ориентировался в земляных постройках. Кроме того, у него имелся личный мотив: он был любящим отцом.
Есть еще и второй подозреваемый. Дилле в одиночку никогда бы не смог сделать на камнях надписи, ведь он совершенно не знал древнееврейского языка. Этим человеком в Ньюарке был только Реверенд Джон Маккарти. Отчего же священнослужителя ни тогда и даже позже не подозревали? «Люди никогда бы и не подумали обвинять Реверенда в фальсификации», — объяснил в интервью «Шпигелю» Леппер.
Тем не менее, «Священные камни» позволили, прежде всего, сделать Маккарти карьеру. Отчет о находке он опубликовал не в местной газете, а в “Cincinnati Commercial”, т.е. в той газете, которую епископ каждое утро читал за завтраком. Епископ Чарльз Макильвейн (Charles McIlvaine) тоже слыл пылким противником рабства. Некогда он выразил твердую уверенность в том, что однажды будет найдено археологическое доказательство того, что у Адама и Евы были также чернокожие и краснокожие дети. Его честолюбивый ученик Маккарти представил священноначальнику подобное доказательство. Провинциальный Ньюарк стал слишком тесным для честолюбивого Маккарти.
Подвели Маккарти не только ошибки с написанием текста на современном еврейском языке в первом случае, на втором камне тоже были недочеты. В одном месте он по ошибке написал k aph, одиннадцатую букву древнееврейского алфавита, вместо d aleth, четвертой буквы. В современном еврейском языке возможна замена kaph на d aleth, если они стоят в конце слова, но не в той древней форме, на которой Маккарти начертал свои Десять заповедей. Ошибка произошла при передаче современного алфавита.
В музее города Косхоктон (Coshocton) «Священные камни» и сегодня относятся к самым любимым экспонатам. «Это не какая-нибудь рядовая подделка, — подчеркивает Леппер. — Он создавались, чтобы доказать научную теорию и предотвратить, возможно, даже войну».
Игорь Буккер
3 комментария