Зачем людям Бог?
Четыре довода науки в пользу религиозности
ПОБОЧНЫЙ ПРОДУКТ ЭВОЛЮЦИИ
Для чего нужна вера в того, кого мы никогда не видели? Что заставляет большинство землян исполнять сложные религиозные ритуалы? Ученые полагают, что нашли ответы на эти вечные вопросы.
Доли приверженцев тех или иных верований
— Новые научные открытия позволили всерьез заняться теми областями человеческой культуры, в которых до сих пор безраздельно хозяйничали теологи и философы, — говорит старший научный сотрудник Оксфордского университета Джастин Баррет. Он — один из руководителей проекта под названием «Почему люди верят в Бога?». Работает на базе Центра антропологии и мышления Оксфорда. Здесь образовалась группа энтузиастов из разных стран, которая взялась понять: является ли вера в высшую силу неотъемлемой частью человеческого сознания? И вот на днях ученые представили первые результаты своих исследований. Они доказывают: Бога, пожалуй, нет. А религиозность — это всего лишь побочный продукт эволюционного развития общества. Но очень ценный.
1. При естественном отборе выживают коллективы, сплоченные одной верой
Верующие, по словам канадских психологов Ары Норензаяна и Азима Шарифа из Университета Британской Колумбии, лучше приспособлены к жизни. Ведь вера их сплачивает. А сплоченные сильны взаимовыручкой. Значит, у них больше шансов выжить в тяжелые времена. И, следовательно, передать свои «религиозные гены» по наследству. От этого почти в каждом человеке заложена вера в Бога.
К такому выводу ученых подвел сравнительный анализ разнообразных замкнутых коммун и общин, которых много возникло в США в XIX веке. Среди них были как религиозные, так и светские, например, основанные на идеях коммунизма. И оказалось, что религиозные общины в среднем просуществовали гораздо дольше.
— Религия, — говорит Ара Норензаян, — объединяет по таким принципам, как верность общине и готовность жертвовать личными интересами ради общества. Кроме того, выживаемость религиозных (но не светских) общин напрямую зависит от строгости устава. Чем больше ограничений накладывала община на своих членов и чем более сложные ритуалы им приходилось выполнять, тем дольше существовала. Это выгодно для эволюции.
2. Способность человека одушевлять предметы спасает ему жизнь
— Существование в нашем сознании религиозности, или, как мы ее называем, «модуля Бога», можно доказать еще и тем, что большинство людей склонно одушевлять вещи, — считает Джастин Баррет, антрополог из Оксфорда. — Эта способность проявляется уже в пятимесячном возрасте и сохраняется в течение жизни на интуитивном уровне.
К примеру, шагающий игрушечный робот удивляет младенцев намного больше, чем проходящие мимо него люди. Ребенок изначально догадывается, что игрушка — предмет неодушевленный, но если она вдруг стала двигаться, значит, ее кто-то оживил, вдохнул душу. Кроме того, опросы показали, что у каждого второго четырехлетнего ребенка есть воображаемый друг. А каждому объекту малыши склонны приписывать некую цель. Например, облака, по их мнению, нужны «для дождя». Острые обломки скал — «чтобы звери могли потереться о них». Так дети из бытовых наблюдений выводят концепцию Божественного промысла. Когда же человек взрослеет, то начинает мысленно поддерживать отношения с умершими родственниками или общаться с вымышленными персонажами. А отсюда лишь шаг до идеи Бога.
— Способность фантазировать полезна для эволюции, — убежден антрополог Скотт Этрен из Мичиганского университета. — Во-первых, она спасает жизнь. Представьте: в диком лесу древнего человека кругом подстерегают хищники. Их не видно за листвой. И лишь легкое покачивание стебелька могло нарисовать в воображении нашего предка леопарда. Что и заставило его убежать с опасного места. Может, лист шелохнулся от ветра. Но в 9 из 10 случаев в траве действительно таился зверь.
Во-вторых, общение с фантомами успокаивает тех, кто оказался в беде. Спасает от стрессов или позволяет выпускать пар. Наверняка многие из вас, разозлившись на сломавшуюся машину или компьютер, разговаривали с ними на повышенных тонах, словно с живыми. Да и любой атеист взывает к высшим силам в тяжелые моменты своей жизни.
— Мы сверхактивно занимаемся поисками чьей-то воли там, где ее нет, и подозреваем злой или благой умысел в явлениях природы, — заключает Джастин Баррет.
3. Послушные дети становятся осторожными
— Религиозное поведение может сформироваться и в результате воспитания, — считает британский ученый-этолог и эволюционист, автор бестселлера «Бог как иллюзия» Ричард Доккинз. — Очевидно, что больший шанс на выживание будет у ребенка, мозг которого автоматически подчиняется правилу: беспрекословно верь тому, что говорят старшие. Для ребенка это выигрышная стратегия. Но обратная сторона — бездумное легковерие. В итоге разумное предостережение вроде «не купайся в кишащей крокодилами Лимпопо» и дурацкое указание, мол, «в полнолуние нужно принести в жертву богам козу, иначе будет засуха» прозвучат для него одинаково веско. Поскольку исходят от взрослых. То же относится к суждениям об устройстве мира и Вселенной, о морали и человеческой природе. И, скорее всего, достигнув зрелости, этот ребенок перескажет все услышанное — мудрость вперемешку с глупостью — собственным детям. Так в различных регионах мира наряду с полезными крупицами народной мудрости из поколения в поколение не менее истово передается вера во всевозможные убеждения — произвольные, не имеющие фактической основы.
4. Поклонение невидимому вождю сохраняет порядок
Французский антрополог Паскаль Буайе из Вашингтонского университета в Сент-Луисе отмечает еще одну специфическую особенность человеческого мышления, которая делает нас чрезвычайно восприимчивыми к религиозным идеям. Это умение подчиняться лицам, в данный момент отсутствующим. Без этого не смогли бы существовать большие организованные коллективы.
— Какой может быть порядок в иерархически организованном племени, если люди выполняют свои обязанности только в присутствии вождя или родителя? — вопрошает доктор Буайе. — Способность поддерживать отношения с «идеальным образом» отсутствующего человека — полезнейшая адаптация, позволяющая сохранять порядок и соблюдать правила общежития.
В большинстве культур за поведением людей «следят» потусторонние существа. То есть выполняют функцию отсутствующего вождя или родителя.
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
Бог есть. Только наука его не замечает
Господь не только существует, но и вмешивается в нашу жизнь, доказывает известный генетик и бывший руководитель проекта «Геном человека» Френсис Коллинз в своем бестселлере «Язык Бога». И ссылается на квантовый механизм неопределенности, который делает окружающий мир вольным, непредсказуемым в своем развитии и до конца необъяснимым.
— Бог определенно управляет процессами мироздания, — пишет ученый, — но способами столь тонкими, что они неуловимы для современных ученых. В этом смысле наука открывает дверь к осознанию божественного влияния без покушений на имеющиеся законы природы.
По Коллинзу выходит: раз Бог возится с нами на квантовом уровне, то имеет смысл ему молиться. И просить о помощи.
ИТОГО
— Религиозное мышление — это наиболее удобная и естественная для человека форма, не требующая от него специальных усилий, — заключает антрополог Паскаль Буайе. — И, напротив, неверие в потусторонние силы требует сознательной и упорной работы над собой, работы, которая направлена против наших естественных психических склонностей.
Зачем людям Бог?
ПОБОЧНЫЙ ПРОДУКТ ЭВОЛЮЦИИ
Для чего нужна вера в того, кого мы никогда не видели? Что заставляет большинство землян исполнять сложные религиозные ритуалы? Ученые полагают, что нашли ответы на эти вечные вопросы.
Доли приверженцев тех или иных верований
— Новые научные открытия позволили всерьез заняться теми областями человеческой культуры, в которых до сих пор безраздельно хозяйничали теологи и философы, — говорит старший научный сотрудник Оксфордского университета Джастин Баррет. Он — один из руководителей проекта под названием «Почему люди верят в Бога?». Работает на базе Центра антропологии и мышления Оксфорда. Здесь образовалась группа энтузиастов из разных стран, которая взялась понять: является ли вера в высшую силу неотъемлемой частью человеческого сознания? И вот на днях ученые представили первые результаты своих исследований. Они доказывают: Бога, пожалуй, нет. А религиозность — это всего лишь побочный продукт эволюционного развития общества. Но очень ценный.
1. При естественном отборе выживают коллективы, сплоченные одной верой
Верующие, по словам канадских психологов Ары Норензаяна и Азима Шарифа из Университета Британской Колумбии, лучше приспособлены к жизни. Ведь вера их сплачивает. А сплоченные сильны взаимовыручкой. Значит, у них больше шансов выжить в тяжелые времена. И, следовательно, передать свои «религиозные гены» по наследству. От этого почти в каждом человеке заложена вера в Бога.
К такому выводу ученых подвел сравнительный анализ разнообразных замкнутых коммун и общин, которых много возникло в США в XIX веке. Среди них были как религиозные, так и светские, например, основанные на идеях коммунизма. И оказалось, что религиозные общины в среднем просуществовали гораздо дольше.
— Религия, — говорит Ара Норензаян, — объединяет по таким принципам, как верность общине и готовность жертвовать личными интересами ради общества. Кроме того, выживаемость религиозных (но не светских) общин напрямую зависит от строгости устава. Чем больше ограничений накладывала община на своих членов и чем более сложные ритуалы им приходилось выполнять, тем дольше существовала. Это выгодно для эволюции.
2. Способность человека одушевлять предметы спасает ему жизнь
— Существование в нашем сознании религиозности, или, как мы ее называем, «модуля Бога», можно доказать еще и тем, что большинство людей склонно одушевлять вещи, — считает Джастин Баррет, антрополог из Оксфорда. — Эта способность проявляется уже в пятимесячном возрасте и сохраняется в течение жизни на интуитивном уровне.
К примеру, шагающий игрушечный робот удивляет младенцев намного больше, чем проходящие мимо него люди. Ребенок изначально догадывается, что игрушка — предмет неодушевленный, но если она вдруг стала двигаться, значит, ее кто-то оживил, вдохнул душу. Кроме того, опросы показали, что у каждого второго четырехлетнего ребенка есть воображаемый друг. А каждому объекту малыши склонны приписывать некую цель. Например, облака, по их мнению, нужны «для дождя». Острые обломки скал — «чтобы звери могли потереться о них». Так дети из бытовых наблюдений выводят концепцию Божественного промысла. Когда же человек взрослеет, то начинает мысленно поддерживать отношения с умершими родственниками или общаться с вымышленными персонажами. А отсюда лишь шаг до идеи Бога.
— Способность фантазировать полезна для эволюции, — убежден антрополог Скотт Этрен из Мичиганского университета. — Во-первых, она спасает жизнь. Представьте: в диком лесу древнего человека кругом подстерегают хищники. Их не видно за листвой. И лишь легкое покачивание стебелька могло нарисовать в воображении нашего предка леопарда. Что и заставило его убежать с опасного места. Может, лист шелохнулся от ветра. Но в 9 из 10 случаев в траве действительно таился зверь.
Во-вторых, общение с фантомами успокаивает тех, кто оказался в беде. Спасает от стрессов или позволяет выпускать пар. Наверняка многие из вас, разозлившись на сломавшуюся машину или компьютер, разговаривали с ними на повышенных тонах, словно с живыми. Да и любой атеист взывает к высшим силам в тяжелые моменты своей жизни.
— Мы сверхактивно занимаемся поисками чьей-то воли там, где ее нет, и подозреваем злой или благой умысел в явлениях природы, — заключает Джастин Баррет.
3. Послушные дети становятся осторожными
— Религиозное поведение может сформироваться и в результате воспитания, — считает британский ученый-этолог и эволюционист, автор бестселлера «Бог как иллюзия» Ричард Доккинз. — Очевидно, что больший шанс на выживание будет у ребенка, мозг которого автоматически подчиняется правилу: беспрекословно верь тому, что говорят старшие. Для ребенка это выигрышная стратегия. Но обратная сторона — бездумное легковерие. В итоге разумное предостережение вроде «не купайся в кишащей крокодилами Лимпопо» и дурацкое указание, мол, «в полнолуние нужно принести в жертву богам козу, иначе будет засуха» прозвучат для него одинаково веско. Поскольку исходят от взрослых. То же относится к суждениям об устройстве мира и Вселенной, о морали и человеческой природе. И, скорее всего, достигнув зрелости, этот ребенок перескажет все услышанное — мудрость вперемешку с глупостью — собственным детям. Так в различных регионах мира наряду с полезными крупицами народной мудрости из поколения в поколение не менее истово передается вера во всевозможные убеждения — произвольные, не имеющие фактической основы.
4. Поклонение невидимому вождю сохраняет порядок
Французский антрополог Паскаль Буайе из Вашингтонского университета в Сент-Луисе отмечает еще одну специфическую особенность человеческого мышления, которая делает нас чрезвычайно восприимчивыми к религиозным идеям. Это умение подчиняться лицам, в данный момент отсутствующим. Без этого не смогли бы существовать большие организованные коллективы.
— Какой может быть порядок в иерархически организованном племени, если люди выполняют свои обязанности только в присутствии вождя или родителя? — вопрошает доктор Буайе. — Способность поддерживать отношения с «идеальным образом» отсутствующего человека — полезнейшая адаптация, позволяющая сохранять порядок и соблюдать правила общежития.
В большинстве культур за поведением людей «следят» потусторонние существа. То есть выполняют функцию отсутствующего вождя или родителя.
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
Бог есть. Только наука его не замечает
Господь не только существует, но и вмешивается в нашу жизнь, доказывает известный генетик и бывший руководитель проекта «Геном человека» Френсис Коллинз в своем бестселлере «Язык Бога». И ссылается на квантовый механизм неопределенности, который делает окружающий мир вольным, непредсказуемым в своем развитии и до конца необъяснимым.
— Бог определенно управляет процессами мироздания, — пишет ученый, — но способами столь тонкими, что они неуловимы для современных ученых. В этом смысле наука открывает дверь к осознанию божественного влияния без покушений на имеющиеся законы природы.
По Коллинзу выходит: раз Бог возится с нами на квантовом уровне, то имеет смысл ему молиться. И просить о помощи.
ИТОГО
— Религиозное мышление — это наиболее удобная и естественная для человека форма, не требующая от него специальных усилий, — заключает антрополог Паскаль Буайе. — И, напротив, неверие в потусторонние силы требует сознательной и упорной работы над собой, работы, которая направлена против наших естественных психических склонностей.
Зачем людям Бог?
17 комментариев
Во всех легендах Парабраман, или Абсолют, является чисто философским понятием — принципом, законом или началом, на котором зиждется Бытие и Небытие Космоса. Но служители религий персонифицировали это философское понятие, переделав его в идею \«Единого Бога\», \«Творца Земли и Неба\». Таким умалением это великое понятие было низведено до бога-личности, до \«Властелина Вселенной\». Этот личностный бог обладает уже определенным харак-тером: он сердится, карает и награждает. Но его можно и умилостивить, особенно если прино-сятся определенные жертвы слугам его… Да, такого \«бога\» древние легенды не знают.
А большынство ученых занимается наоборот, опровержением существования этой \«воли\»
Мне кажется что когдато давно все-таки существовала \«перворелигия\» или \«первовера\», которая абсолютно точно передавала (без искажений и предрассудков)\«сущность бытия\», но со временем она деградировала и упрощалась вместе с мышлением человеческим, или по причине деградации мышления. Таким образом ради власти и контроля над людьми разрабативалось, на основе этой перворелигии, другие верования приспособленые под опредиленную общину. Одни верования старались донести до человеков ту давно забытую, утраченую истину, а другие всячески пытались скрыть и измарать грязью её ради продвижения своей религии и управления мозгами человеков. В итоге имеем то что имеем.
Обсалютно верно.
Так об этом же и Тарас Григорьвич писал: \«Дери та дай i просто в рай\»
Куда не посмотришь кругом круглосуточные жертвы, не одной милости к себе подобному.
\\«Дери та дай i просто в рай\\» — был прав.
В основу фильма легла древня история, смысл которой сводится к следующему:
\«Однажды пpоснyвшись, Чжyан Цзы не мог pешить, Чжyан Цзы ли он, котоpомy снилось, что он бабочка, или бабочка, котоpой тепеpь грезится, что она — Чжyан Цзы.\»
интересная все-таки штука сон.
а у кого трава лутше можно и поспорить:)
www.koob.ru/raduga/