Славянское неоязычество - Марианна ДОРОШЕНКО

Доклад на секции «Тоталитарные секты и методы противодействия им»
XI Рождественских образовательных чтений (30 января 2003 г.)


Неоязычество, или нативизм (от лат. nativus — родной, природный) — это реконструкция дохристианских политеистических верований. Говоря о славянском неоязычестве, о котором пойдет далее речь, соответственно, славянский нативизм (или неоязычество) — это реконструкция дохристианских языческих верований древних славян, возврат к богопочитанию Перуна, Велеса, Макоши и пр. на основе немногих исторических сведений и собственных представлений с заимствованием из учений и обрядов политеистических верований других народов и оккультизма.
В современном неоязычестве можно обозначить четыре взаимопроникающих течения:
1. народно-бытовое,
2. этническое,
3. экологическое,
4. националистическое.

Народно-бытовое язычество преобладает в сельской местности и составляет набор суеверий (вера в приметы, гадания и оккультно-магическое воздействие (сглаз, порча, приговор) и упрощенный набор представлений о потустороннем мире (домовые, упыри, русалки и пр.). Оно зачастую переплетается с мировоззрением той религии, которая традиционна для данной местности, будь то ислам или православие, но может и включаться как органичная составляющая в местный этнический культ.
Этническое язычество — это политеистические культы, имеющие глубокие исторические корни. Их отличительной чертой являются автохтонность и цельность мировоззрения. Таковыми, к примеру, являются шаманистские культы коренных народов Сибири и Дальнего Востока.
Экологическое языческое течение: организациям, относящимся к ним, присуще оккультное, синкретическое, квазиэтническое политеистическое мировоззрение с идеологией экологизма. К таковым относятся общины, входящие в «Круг Языческой Традиции».
Националистическое течение включает религиозные и политические организации, имеющие синкретическое, квазиэтническое политеистические мировоззрение с идеологией национализма. К первым, например, относятся общины «Союза Славянских Общин» и «Древлеправославная церковь Инглингов». Ко вторым — организации от националистических неоязыческих партий («Партия Духовного Ведического Социализма») до отдельных группировок скинхедов.

Краткая история отечественного славянского неоязычества
Нативистское движение как у нас, так и в остальном мире началось как реакция на размывание национальной идентичности в условиях современного миропорядка. Корни славянского неоязыческого движения в России лежат в кругах диссидентов (самиздатский журнал «Вече» (70-е гг.), Константин Васильев, Анатолий Иванов (Скуратов), Валерий Емельянов, диссидент Алексей Добровольский (Доброслав)), в среде которых оно стало в свое время одной из форм идеологического протеста против коммунистического режима. Именно тогда нативизм приобрел националистический, фашиствующий тон.
Новые язычники ненавидели евреев, христианство (иудео-христианство) и коммунизм в равной мере, два последних представлялись частями масонского еврейского заговора против русских. Националистические идеи и сейчас сохраняют приоритетное влияние среди идеологий большинства славянских неоязыческих организаций, не говоря о том, что по части ненависти к христианству они достойны называться потомками тех древних, которых они почитают своими предками.
Начало 90-х гг. — время быстрого роста групп неоязычников. Неоязычество и по сию пору в своих наиболее активных организационных формах (клубы исторической реконструкции, общины и культурные центры, партии и общинные объединения) — городское явление, развивающееся в интеллигентской, преимущественно естественнонаучной образовательной среде.
Вторая пол. 90-х ознаменована попытками ряда активных деятелей объединить разрозненные неоязыческие общины, ибо конечного результата — создания «религиозной славянской конфессии» (очевидно, имеется в виду конфессия в рамках общемировой языческой религии), казалось, можно достигнуть только через союзы и активные совместные действия в плане возрождения и пропаганды язычества, иначе организациям грозило дальнейшее прозябание в виде клубов по интересам. Время показало, что отсутствие единства стало барьером для развития нативизма.

«Союз Славянских Общин Славянская Родная Вера»
На сегодня в нативистском ареале сформировались два самых крупных (разумеется при оценке потенциала отечественного неоязычества) объединения славянских неоязычников. Две конкурирующих фирмы: «Союз Славянских Общин Славянская Родная Вера» (ССО СРВ) и «Круг Языческой Традиции» (КЯТ).
Знамя первопроходца движения неоязыческого объединения принадлежит Калужской Славянской Общине (глава — волхв Вадим, инженер-механик сварочного производства Вадим Станиславович Казаков). Калужане первые кинули клич «Объединяйтесь!» и в 1997 г. возник Союз Славянских общин, который возглавил сам же Казаков.
На данный момент в него входит 17 общин из Москвы, Орла, Тамбова, Кемерово, Новокузнецка, Омска, Новороссийска, Смоленска, Магнитогорска, Кургана, Херсона, Новой Каховки[1]. Сначала общин-участников было больше. Причиной разрыва послужило то, что Казаков стремился создать иерархическую структуру с единоначалием и унифицированной обрядностью.
И действительно, наличие многочисленных выборных органов, таких, как Вече полномочных представителей общин, Совет старейшин (заведует контактами с внешним миром), Жреческий совет (занимается сферой обрядовой деятельности), Проверочный совет (Проверка хозяйственной деятельности и соблюдения устава ССО), не свидетельствует о полной демократии в ССО. Реально большую часть времени между собраниями этих органов ССО единоначально управляет Казаков (фактически – бессменный глава ССО), который имеет право решающего голоса в спорных вопросах и единственный занимается распределением финансовых средств.
Общей чертой как для ССО, так и для КЯТ, является отрицание любых других религий или вероисповеданий в качестве исконных, коренных или традиционных на территории России, кроме, собственно, язычества.
«Союз является правопреемником государственного вероисповедания России, запрещенного в итоге правительственного переворота».
«Славянская родная вера является единственной исконной верой Славян».
«Союз создан с целью восстановления, исповедания и распространения древней исконной веры славян»
Идеология ССО националистическая, расистская. По сути, слова «славянин» и «родновер» оказываются синонимами. А славянское язычество представляется единственным источником национальной славянской идентификации. Христианство же, напротив, видится как религия, навязанная извне иудеями, не способная противостоять глобализму. «Одна Родина, одна кровь, один язык, одна вера!» — вот лозунг ССО СРВ.
Соответственно, для ССО недопустимо сопоставление или прямое смешивание языческих традиций разных индоевропейских народов, что можно встретить в КЯТ и в других нативистских организациях.
Отсутствие толерантности в идеологии ССО и жесткое харизматическое лидерство Казакова существенно замедляют рост союза. Приток членов в ССО осуществляется за счет профашистски настроенной молодежи. Благоприятной средой влияния идеологии национал-нативизма являются группировки скинхедов.

[1] Как правило, количество членов в общинах, как в ССО, так и в КЯТ, колеблется от 5-ти до 35-ти человек.

«Круг Языческой Традиции»
КЯТ как альтернатива и оппозиция ССО придерживается интернационалистической идеологии.
КЯТ возник не так давно — в 2002 году, но темпы роста этого союза не в пример больше, чем у ССО. На данный момент в него входит 23 общины.
Такая популярность обусловлена демократическими принципами деятельности объединения: отсутствие единоначалия и рекомендательный характер главного органа жреческо-волховского Совета «Круга Языческой Традиции».
Начало созданию единого координационного органа славянских и не только (договор подписали представители германского, скандинавского и финно-угорского нативизма) неоязыческих организаций было положено еще в 2000 г., когда был подписан первый официальный документ — «Коломенское Обращение». В «Коломенском Обращении» были зафиксированы вечевой принцип внутри- и межобщинных взаимоотношений, который стал основой для создания Совета КЯТ, утверждение исключительно религиозного статуса языческих общин и формирование единого неоязыческого информационного пространства.
Заключение Битцевского договора через два года стало подтверждением серьезности намерений, заявленных в «Коломенском Обращении».
Битцевский договор о создании «Объединенного Жреческо-волховского Совета Круга Языческой Традиции» был подписан главами 15-ти языческих общин и организаций 17 марта 2002 года в Москве на капище в Чертановском парке. Документ свидетельствовал о создании объединенного Совета для координации взаимодействий коллективных членов, подписавших договор. В нем содержалось заявление о создании и регистрации двух языческих объединений, религиозного и светского, с одинаковой конечной целью — восстановление и широкое распространение «Славянской Языческой Традиции», отстаивание общественного и государственного признания ее исконным и традиционным вероисповеданием и мировоззрением. Решения Совета для поддержавших договор языческих организаций должны были носить рекомендательный характер.
К Битцевскому договору прилагалось «Битцевское Обращение» — декларация основных положений идеологии неоязыческого объединения родноверов, которые должны разделять все его настоящие и потенциальные члены. Основные формулировки документа имеют пространный характер. В обращении «язычники — это люди одного языка, принадлежащие одной Традиционной культуре, одному роду-племени». Просторечное «роду-племени» становится более понятным в следующем пояснении, где появляется понятие о некоем «родовом целом», которое представляется в виде своеобразной субноосферной совокупности: «Земля, народ, ее населяющий, другие формы жизни и Боги». Язычник не только хранит и передает традиционные знания прошлого, но и сам является творцом традиции: он «почитает своих богов (Обожествленные предки — эвгемерические боги, и мы их потомки — «Даждьбожи внуци». Однако, есть Боги как фундаментальные Силы Мира). — пращуров, знание о которых раскрывается богами лично ему».
Языческая Традиция славян — «родноверие», по мнению создателей, документа составляет одну из ветвей «родственных по духу» родоплеменных природных мировоззрений индоевропейских народов. Именно отнесение «родноверия» к разряду индоевропейских верований дает возможность и в декларации своей веры, и в ее реконструкции апеллировать к древней религии Вед как корням славянской Традиции и именовать свою веру «ведической». Отсюда происходит открытость родноверов языческим представлениям других индоевропейских народов.
Преимущества родноверия видятся в его тесной взаимосвязи с природой, оно «дает возможность почувствовать себя нераздельной частью огромной вселенной, и в тоже время личностью, ценной и уникальной в мире, естественным микрокосмом…. Она направляет к раскрытию могучих механизмов в управлении своим организмом, своим разумом и учит жить в согласии с Силами Мира — Богами — на благо Рода и Земли-Матери, как живой Сущности».
В силу возрождения «родоплеменных» отношений язычники принимают такие понятия как «род, семья, община, племя, народ» (хотя понятие «народ» включает в себя уже более широкий спектр отношений, чем только «родоплеменные»), но отвергают понятие нации и национальности. Поэтому идеологи КЯТ всячески отрицают возможность связей славянского нативизма и национализма, обосновывая это тем, что языческая традиция вообще изначально не знала понятия нации, а принцип политеистичности предполагает не только мирное сосуществование людей, отдающих предпочтение разным богам, но и мир между различными народами и культурами.
Поверхностно очерченный пантеизм и демократические условия деятельности Совета КЯТ, отраженные в документах, несомненно расширяют круг лиц и неоязыческих организаций, заинтересованных в их принятии.
К основным документам, отвечающим на вопросы развития КЯТ в настоящее время, был приложен план-максимум под названием «Цели природной веры». В нем видный идеолог российского нативизма Н.Н. Сперанский (волхв Велимир, «Коляда вятичей») сформулировал социальные задачи неоязыческого движения на будущее:
«Первый этап — это объединение и обогащение традиции через обмен опытом».
«Второй этап — русский народ должен сознательно понять, в чем суть его языческой веры, и навсегда отбросить тот жупел, который в его сознании сложило христианство. Суть язычества до народа должны донести не отрешенные святые и не ушедшие в себя волхвы. Это должны сделать живые активисты, ибо наша вера дана для того, чтобы жить с нею, а не отрешаться от жизни. Так что второй этап становления — это формирование слоя наших активистов, которые будут идти в народ».
Третий этап становления — «это решение основных экологических проблем и создание общества, находящегося в равновесии со своей природной средой обитания. Этот этап предполагает перестройку экономики и полную переориентацию человеческих потребностей от насильственного стимулирования потребительства — к духовным и природным ценностям… Не теряя тех жизненных гарантий, которые дает техническая цивилизация, нужно суметь отказаться от всех ее излишних благ и взамен них вернуться к почитанию своей Природы.
Таковы этапы развития природной веры и такова ее цель — спасти человечество от самоуничтожения.
Все описанное может произойти только плавно, без каких-либо социальных потрясений. Единственное, что может резко подвигнуть россиян, да и все человечество, к такому новому бытию в равновесии с Природой — это очевидная угроза глобальной экологической катастрофы».
Судя по содержанию этих документов, деятельность Круга имеет характер жесткой экспансии, которая в результате должна привести к диктатуре неоязычества в России.
Обращает на себя внимание «благовидный» предлог такой агрессивной политики. Если ССО хочет спасти русских от потери собственной национальной идентичности, то КЯТ спасает от экологической катастрофы. Экологизм, действительно, — одна из самых главных пропагандистских идей КЯТ, широко эксплуатируемая для вовлечения новых людей. Члены КЯТ принимают участие на конференциях «зеленых», устраивают многочисленные экологические акции по очищению парковых зон Москвы и Подмосковья. Но без сомнения, муссирование данной темы используется ими с целью привлечь внимание общественности прежде всего к самим себе.

По сравнению с ССО СРВ, разбросанного по городам и весям России, КЯТ, общины которого в своем большинстве сосредоточенны в столице и вокруг нее, имеет преимущества в налаживании межобщинных связей и в осуществлении общих проектов. ССО и КЯТ оппозиционны друг другу, но в этой борьбе за лидерство в неоязыческом движении России последнее объединение имеет явные преимущества, благодаря отработанной концепции деятельности, демократическим принципам решения внутренних вопросов, политике открытости языческим традициям других народов.

Группы «Союза Славянских Общин Славянская Родная Вера»:

Земля Вятичей СРВ:
(области: Калужская, Орловская, Тульская, Московская, Рязанская, Брянская, Нижегородская, Кировская)
Глава: Вадим Казаков
Общины:
1. Калужская Славянская Община
2. Орловская Славянская Община
3. Козельская Славянская Община
4. Тамбовская Славянская Община
5. Московская община «Род»

Западно-Сибирская Земля СРВ: ( области: Кемеровская, Красноярский край, Омская, Бурятия, Хакассия, Тюменская, ЯНАО, Иркутская)
Общины:
6. Новокузнецкая Славянская Община
7. Кемеровская Ведическая Община
Союзные общины:
Славянский Круг Родной Веры (г. Омск)
Омская Родноверческая Община

Северо-Кавказская Земля СРВ: (Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовская область)
Общины:
8. Новороссийская Славянская Община
Союзные Общины:
Славянское общество «Велес»
Культурно-просветительное славянское общество «Арктида»
Молодежная общественная организация «Возрождение»
Военно-исторический клуб «Сварожичи»
Новороссийская общественная организация Союз «Чернобыль» России

Земля Кривичей СРВ: (области: Смоленская, Тверская, Витебская, Полоцкая, Минская, Владимирская, Ярославская, Псковская )
Общины:
9. Смоленская Славянская Община «Сварогов Огонь»

Словенская Земля СРВ: ( области: Ленинградская, Новгородская, Архангельская, Вологодская, Калининградская
Общины: нет

Уральская Земля СРВ: (области: Челябинская, Курганская, Оренбургская, Свердловская, Удмуртия)
Общины:
10. Озёрская Славянская Община
11. Орская Славянская Община
12. Курганская Славянская Община
13. Уральская Славянская Община (Магнитогорск)

Поволжская Земля СРВ: (области: Волгоградская, Саратовская, Нижегородская, Самарская)
Общины:
14. Нижегородское Славянское Единение
15. Саратовская Славянская Община

Дальневосточная Земля СРВ: (области: Сахалинская, Приморский край )
Общины: нет

Украина:
Общины:
16. Череповецкая Славянская Община «Рутения».
17. Каховская Славянская Община

Зарубежные Союзные Организации:
1. Rodna Vira (Чехия))
2. Rodzima Wiara (Польша)
3. Харьковская Славянская Община (Украина)

Группы «Круга Языческой Традиции»:

1. Московская Славянская Языческая Община.
2. Языческая община «Коляда Вятичей» (г. Москва).
3. Языческий «Круг Бера» (г. Москва).
4. Содружество Природной Веры «Славия» (г. Москва).
5. Языческая община «Колесо Велеса» (г. Москва, членство в Круге после выхода из Совета представителя общины под вопросом).
6. Восточно-славянский центр культурного единства «Купала» (г. Москва).
7. Традиционная Славянская Община «Истоки» (г. Москва).
8. Подольская славянская община традиционных дохристианских верований «Четыре Яблони».
9. Подольская скандинавская община традиционных дохристианских верований (Подольский Годорд).
10. Датско-Норвежский ковен скандинавской языческой Традиции «Темное Пламя Локи» — «LokasvartLogi» (Дания, о. Мюн). В том числе:
11. Iggulfar — «Волки Одина», языческая группа шведских и норвежских экологов,
12. Skalldskapr — «Искусство Скальдов», группа датско-норвежских скальдов,
13. Hamingja — «Удача», датская группа женщин, «которые владеют умением воевать мечом, как раньше».
14. Долгопрудненская Славянская Языческая Община «Вятичи».
15. Общ. объединение «Клуб национального самосознания «Взаимодействие» (г. Казань).
16. Тульская ведическая община (г. Тула).
17. Рязанская Славянская Языческая Община.
18. Учебно-творческий Центр Славянской Традиции «Волховарн» (Украина, г. Одесса).
19. Языческая «Община Сколотов» (г. Калининград).
20. Славянская Языческая Община «Внуки Даждьбога» (г. Владимир).
21. Загорская Языческая Община (г. Сергиев Посад, МО).
22..Житомирская языческая община «Великий Огонь».
23. Языческий Круг «Темная Тропа» (г. Москва).

Союзные КЯТ:
1. Благовещенская Община «Лесное Единство Славян» (Амурская обл) (участник Битцевского Обращения).
2. Братиславы община — Славянское Языческое Содружество (г. Калуга).
3. Вятская языческая община «Волки Одина».
4. Группа независимых традиционалистов «Северный Путь» (г. Одинцово, г. Реутов).
5. «Дорога Водана» — фолк-группа (г. Обнинск).
6. Днепропетровская языческая община — Сичеславский Природный Искон «Перунов Знак».
7. Зареченский Клуб исторического и боевого фехтования «Щитень» (Пензенская область) (участник Битцевского Обращения).
8. Магаданская община возрождения Cеверной Традиции «Ворон».
9. Московская языческая община «Живете».
10. Московская языческая община «Славянская Быль» (участник Битцевского Обращения).
11. Московская Языческая Велесова община (инициатор Коломенского соглашения).
12. Нижегородская Пургасова община (участник Битцевского Обращения).
13. Пензенская Языческая община.
14. Петербургская Языческая община.
15. Родноверческая община экологии сознания «Крина» (г. Санкт-Петербург).
16. Русско-Славянская Родноверческая Община «Хранители Огня» (г. Барнаул).
17. Ратоборческая языческая община (г. Биробиджан).
18. Cоюз Славянской Родной Веры (г.Нижний Новгород) (участник Битцевского Обращения).
19. Союз Финно-угорских общин и Землячеств (г. Москва) (участник Битцевского Обращения).
20. Ставропольский клуб исторической реконструкции «ЗОВ» (участник Битцевского Обращения).
21. Ставропольская Языческая община.
22. «Стальное Братство» рок-н-ролла (г. Москва, г. Воронеж) (участник Битцевского Обращения).
23. Традиционная Белорусская Община.
24. Чудские языческие общины.
25. Языческая община «Велесовы внуки» (г. Кирово-Чепецк, Кировской обл.).

ИСТОЧНИК
  • +5
  • 5949

0 комментариев

Автор топика запретил добавлять комментарии