Ученые и богословы продолжают спорить о точной дате рождения Христа
В преддверии 2010 года от Рождества Христова во всем мире с новой силой вспыхнули споры о том, когда и где это Рождество, собственно, и произошло, действительно ли все было так, как описано в Евангелии, и кто был свидетелем этого события, ставшего началом современного летосчисления. В этих дебатах принимают участие не только ученые и скептически настроенные обыватели, но и духовные лица. Что правда, а что вымысел в рассказах о Рождестве Христовом, вряд ли нам когда-нибудь доведется узнать. Несомненно лишь одно: свет Вифлеемской звезды согревает людей до сих пор.
Настоящим скандалом обернулось недавнее интервью главы Англиканской церкви архиепископа Кентерберийского Роуэна Уильямса. Он заявил, что рождественская история о трех волхвах, пришедших с дарами к младенцу Христу, – просто легенда. По словам г-на Уильямса, единственное упоминание о мудрецах с Востока в Евангелии от Матфея «очень туманное». Архиепископ также поставил под сомнение другие детали в описании Рождества – например, то, что в хлеву, где лежал в яслях Иисус, не было ослов и волов, равно как и то, что над Вифлеемом в Рождественскую ночь шел снег.
Интервью архиепископа вызвало бурю негодования, и прежде всего потому, что он дал его накануне «западного» Рождества. «Неизвестно, верил ли он когда-нибудь в то, что описано в Евангелии», – задаются вопросом критики г-на Уильямса. Но Рождество Христово на протяжении двух тысячелетий и в самом деле овеяно множеством тайн.
«Этот день мы приближали, как могли»
Заметим, что в первые века нашей эры Рождество не праздновали вообще. 6 января отмечали Богоявление-Крещение Господне, вспоминая заодно и рождение Христа, и чудо на свадебном пиру в Кане Галилейской, и воскрешение Лазаря, и многое другое. По мере укрепления влияния Церкви все эти праздники «развели» во времени, и сегодня лишь в Армении Рождество и Богоявление-Крещение Господне празднуют по традиции в один день, 6 января.
Посвящение Рождеству особого торжества было ответом на распространившуюся в начале IV века ересь арианства. Основатель этой секты священник Арий утверждал, что Иисус вовсе не был воплотившимся Богом. Чтобы опровергнуть это учение, Папа Римский Юлий I решил установить праздник рождения Христа. Поскольку точной даты никто не знал, выбрали 25 декабря – день римского торжества в честь «Непобедимого солнца». В этот день, как считалось, тьма после самой долгой в году ночи начинала уходить на убыль. Так невольно напрашивалась аналогия с победой Христа над смертью. С IV века Рождество в Римской империи начали отмечать регулярно. А в 535 году император Юстиниан провозгласил Рождество Христово государственным праздником. Хотя лишь в VI веке создатель современного летоисчисления римский аббат Дионисий Малый вывел дату рождения Иисуса Христа, и от нее императоры повели отсчет «новой эры» – годы от Рождества Христова.
Памятуя обо всем этом, ученые тем не менее вот уже несколько столетий пытаются установить истинную дату Рождества. За отправную точку все брали упоминание в Евангелии о Вифлеемской звезде, следуя за которой волхвы пришли к пещере, где скрывались Богородица и младенец Иисус. Но вычисления приводили к совершенно разным результатам, потому что не было общего мнения о том, какой, собственно, была эта путеводная звезда.
Комета или парад планет?
В 1604 году астроном Иоганн Кеплер предположил, что чудесным светилом в действительности стал… обман зрения от яркого света выстроившихся в ряд Марса, Юпитера и Сатурна. На основании этой своей гипотезы Кеплер сделал вывод: то, что мы называем Вифлеемской звездой, могло быть видно на небосклоне только в 7 году до нашей эры.
Еще одна версия: звезда, за которой шли волхвы, – это комета Галлея. Расчеты показали, что она была видна с Земли в августе 12 года до н.э. Высказывалось и такое предположение: волхвы наблюдали вспышку «сверхновой». Противники этой теории говорили, что для этого наша галактика слишком стара. На что им возражали: звезда вспыхнула в другой галактике.
В 70-х годах британский астроном Дэвид Хагс заявил, что на самом деле Иисус родился 15 сентября 7 года до н.э. Изучив древние вавилонские и китайские астрономические записи, Хагс нашел в этот день редкое сочетание Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб. А рыба, между прочим, один из древних символов Христа – так что все не случайно. В прессе поднялась дикая шумиха, и 15 сентября 1993 года поспешили объявить Рождеством- 2000. Немедленно с резкими опровержениями выступили Церковные иерархи, и Хагс был вынужден заявить, что из его предположения не стоит делать скоропалительных выводов.
Кстати, в допетровской России летосчисление велось не от Рождества Христова, а от Сотворения мира. В святцах (церковном календаре) патриарха Иосифа, правившего в середине XVII века, говорилось: «Родися Господь наш Иисус Христос в лето Августа царя, в лето от создания мира 5500, индикта 10, круга Солнцу 12, Луны 9, в среду». Если следовать этому календарю, Миллениум наступил как раз в 1993-м.
В начале декабря Грант Мэтьюс, астрофизик из университета Нотр-Дам (США, штат Индиана) объявил, что сумел разгадать загадку Вифлеемской звезды. После двухлетней работы с базами данных аэрокосмического агентства США (NASA) ученый пришел к заключению, что светило, возникшее на небе в момент Рождества, стало результатом необычного расположения Солнца, Луны, Юпитера и Сатурна, выстроившихся в ряд в созвездии Овна, в то время как в соседних созвездиях находились Венера и Марс. И опять-таки получается, что Христос родился за несколько лет до своего официального дня рождения.
От Ирода до Пилата
Евангелие от Луки, в котором рассказывается о Рождестве, содержит упоминание об указе императора Августа о переписи населения и о временах, когда прокуратором Сирии был Квириний. Однако Публий Сульпиций Квириний был прокуратором с 6 по 7 год новой эры. Историки полагают, что упоминание о переписи было продиктовано евангелисту стремлением указать в качестве места рождения Иисуса не Назарет, где проживала его семья, а Вифлеем, город царя Давида, пророчествовавшего о Христе.
Еще одна неувязка: евангелист говорит о том, как во времена правления царя Ирода престарелому священнику Захарии в Иерусалимском храме явился ангел, чтобы возвестить о рождении его сына, будущего пророка Иоанна Крестителя. Иоанн и Иисус были одногодки. А Ирод умер в 4 году до Рождества Христова.
В конце XIX века историками был сделан вывод, что нельзя точно определить не только год рождения, но и год смерти Иисуса, то есть назвать возраст, в котором он завершил свой земной путь. Его казнь в десятилетний период правления Понтия Пилата могла произойти между 29 и 33 годами новой эры. Поскольку Евангелие говорит о 33 годах, прожитых Иисусом, соответственно, и дата его рождения «плавает».
Споры идут не только о времени, но и о месте Рождества. Так, американский богослов Ник Пэйдж выпустил в преддверие нынешнего праздника книгу, в которой утверждает: евангельский рассказ о том, что Иосифу и Марии не нашлось места в гостинице и им пришлось жить в хлеву, не следует понимать буквально. Скорее всего, они остановились у кого-то из родственников, но поскольку в доме было и без того полно гостей, им пришлось спуститься в подвал, где держали скот...
Как говорится, истина где-то рядом. Но установить ее вряд ли кому-нибудь удастся. По одной простой причине: ученым можно доверять или не доверять, а в Рождество Христово – только верить. Оттого мы все и чувствуем себя в этот праздничный день детьми.
Настоящим скандалом обернулось недавнее интервью главы Англиканской церкви архиепископа Кентерберийского Роуэна Уильямса. Он заявил, что рождественская история о трех волхвах, пришедших с дарами к младенцу Христу, – просто легенда. По словам г-на Уильямса, единственное упоминание о мудрецах с Востока в Евангелии от Матфея «очень туманное». Архиепископ также поставил под сомнение другие детали в описании Рождества – например, то, что в хлеву, где лежал в яслях Иисус, не было ослов и волов, равно как и то, что над Вифлеемом в Рождественскую ночь шел снег.
Интервью архиепископа вызвало бурю негодования, и прежде всего потому, что он дал его накануне «западного» Рождества. «Неизвестно, верил ли он когда-нибудь в то, что описано в Евангелии», – задаются вопросом критики г-на Уильямса. Но Рождество Христово на протяжении двух тысячелетий и в самом деле овеяно множеством тайн.
«Этот день мы приближали, как могли»
Заметим, что в первые века нашей эры Рождество не праздновали вообще. 6 января отмечали Богоявление-Крещение Господне, вспоминая заодно и рождение Христа, и чудо на свадебном пиру в Кане Галилейской, и воскрешение Лазаря, и многое другое. По мере укрепления влияния Церкви все эти праздники «развели» во времени, и сегодня лишь в Армении Рождество и Богоявление-Крещение Господне празднуют по традиции в один день, 6 января.
Посвящение Рождеству особого торжества было ответом на распространившуюся в начале IV века ересь арианства. Основатель этой секты священник Арий утверждал, что Иисус вовсе не был воплотившимся Богом. Чтобы опровергнуть это учение, Папа Римский Юлий I решил установить праздник рождения Христа. Поскольку точной даты никто не знал, выбрали 25 декабря – день римского торжества в честь «Непобедимого солнца». В этот день, как считалось, тьма после самой долгой в году ночи начинала уходить на убыль. Так невольно напрашивалась аналогия с победой Христа над смертью. С IV века Рождество в Римской империи начали отмечать регулярно. А в 535 году император Юстиниан провозгласил Рождество Христово государственным праздником. Хотя лишь в VI веке создатель современного летоисчисления римский аббат Дионисий Малый вывел дату рождения Иисуса Христа, и от нее императоры повели отсчет «новой эры» – годы от Рождества Христова.
Памятуя обо всем этом, ученые тем не менее вот уже несколько столетий пытаются установить истинную дату Рождества. За отправную точку все брали упоминание в Евангелии о Вифлеемской звезде, следуя за которой волхвы пришли к пещере, где скрывались Богородица и младенец Иисус. Но вычисления приводили к совершенно разным результатам, потому что не было общего мнения о том, какой, собственно, была эта путеводная звезда.
Комета или парад планет?
В 1604 году астроном Иоганн Кеплер предположил, что чудесным светилом в действительности стал… обман зрения от яркого света выстроившихся в ряд Марса, Юпитера и Сатурна. На основании этой своей гипотезы Кеплер сделал вывод: то, что мы называем Вифлеемской звездой, могло быть видно на небосклоне только в 7 году до нашей эры.
Еще одна версия: звезда, за которой шли волхвы, – это комета Галлея. Расчеты показали, что она была видна с Земли в августе 12 года до н.э. Высказывалось и такое предположение: волхвы наблюдали вспышку «сверхновой». Противники этой теории говорили, что для этого наша галактика слишком стара. На что им возражали: звезда вспыхнула в другой галактике.
В 70-х годах британский астроном Дэвид Хагс заявил, что на самом деле Иисус родился 15 сентября 7 года до н.э. Изучив древние вавилонские и китайские астрономические записи, Хагс нашел в этот день редкое сочетание Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб. А рыба, между прочим, один из древних символов Христа – так что все не случайно. В прессе поднялась дикая шумиха, и 15 сентября 1993 года поспешили объявить Рождеством- 2000. Немедленно с резкими опровержениями выступили Церковные иерархи, и Хагс был вынужден заявить, что из его предположения не стоит делать скоропалительных выводов.
Кстати, в допетровской России летосчисление велось не от Рождества Христова, а от Сотворения мира. В святцах (церковном календаре) патриарха Иосифа, правившего в середине XVII века, говорилось: «Родися Господь наш Иисус Христос в лето Августа царя, в лето от создания мира 5500, индикта 10, круга Солнцу 12, Луны 9, в среду». Если следовать этому календарю, Миллениум наступил как раз в 1993-м.
В начале декабря Грант Мэтьюс, астрофизик из университета Нотр-Дам (США, штат Индиана) объявил, что сумел разгадать загадку Вифлеемской звезды. После двухлетней работы с базами данных аэрокосмического агентства США (NASA) ученый пришел к заключению, что светило, возникшее на небе в момент Рождества, стало результатом необычного расположения Солнца, Луны, Юпитера и Сатурна, выстроившихся в ряд в созвездии Овна, в то время как в соседних созвездиях находились Венера и Марс. И опять-таки получается, что Христос родился за несколько лет до своего официального дня рождения.
От Ирода до Пилата
Евангелие от Луки, в котором рассказывается о Рождестве, содержит упоминание об указе императора Августа о переписи населения и о временах, когда прокуратором Сирии был Квириний. Однако Публий Сульпиций Квириний был прокуратором с 6 по 7 год новой эры. Историки полагают, что упоминание о переписи было продиктовано евангелисту стремлением указать в качестве места рождения Иисуса не Назарет, где проживала его семья, а Вифлеем, город царя Давида, пророчествовавшего о Христе.
Еще одна неувязка: евангелист говорит о том, как во времена правления царя Ирода престарелому священнику Захарии в Иерусалимском храме явился ангел, чтобы возвестить о рождении его сына, будущего пророка Иоанна Крестителя. Иоанн и Иисус были одногодки. А Ирод умер в 4 году до Рождества Христова.
В конце XIX века историками был сделан вывод, что нельзя точно определить не только год рождения, но и год смерти Иисуса, то есть назвать возраст, в котором он завершил свой земной путь. Его казнь в десятилетний период правления Понтия Пилата могла произойти между 29 и 33 годами новой эры. Поскольку Евангелие говорит о 33 годах, прожитых Иисусом, соответственно, и дата его рождения «плавает».
Споры идут не только о времени, но и о месте Рождества. Так, американский богослов Ник Пэйдж выпустил в преддверие нынешнего праздника книгу, в которой утверждает: евангельский рассказ о том, что Иосифу и Марии не нашлось места в гостинице и им пришлось жить в хлеву, не следует понимать буквально. Скорее всего, они остановились у кого-то из родственников, но поскольку в доме было и без того полно гостей, им пришлось спуститься в подвал, где держали скот...
Как говорится, истина где-то рядом. Но установить ее вряд ли кому-нибудь удастся. По одной простой причине: ученым можно доверять или не доверять, а в Рождество Христово – только верить. Оттого мы все и чувствуем себя в этот праздничный день детьми.
0 комментариев