Правши и левши по-разному воспринимают красоту

Несмотря на то, что слово «правый» в большинстве языков обычно ассоциируется с жизнью, правильным, позитивными сторонами и чем-либо хорошим, а «левый» – со смертью, ошибочным, негативом, а в некоторых культурах – грехом и злом, недавнее исследование показало, что большинство левшей придерживается противоположного мнения. Это очень занимательный пример противоречия в восприятии понятий, сформировавшихся в результате сенсорно-моторного опыта и понятий, основанных на языковых и культурных стандартах.

всяком случае, именно таков результат анализа нескольких исследований, сопоставленных профессором Хулио Сантьяго де Торрес, факультет Экспериментальной Психологии и Физиологии Поведения Университета Гранады. Профессор Сантьяго является автором опубликованного в Ciencia Cognitiva: Revista Electrónica de Divulgación библиографического обзора этой интересной темы.

Одно из новейших исследований в этой области было проведено ученым Даниэлем Касасанто (Университет Стэндфорда). Он обнаружил, что левши склонны ассоциировать лево с приятными и хорошими, а право – с уродливыми и плохими вещами и понятиями, что противоречит культуре и языку.

Хорошее и плохое

Один из экспериментов Касасанто состоял в том, что участникам было показано изображение, персонаж на котором собирался прогуляться в зоопарк. Он любил зебр и считал их хорошими и не любил панд, считая их плохими. Участники должны были нарисовать зебру на том участке листа, который, по их мнению, лучше всего отражает хорошее и панду – на том, который отражает плохое.

Большинство правшей расположило хорошее справа, в то , как левши – слева. Интересно, что всего 14% участников эксперимента предположили, что такой их может быть связан с тем, какая рука у них является ведущей.

Затем исследователь попросил участников расположить пары объектов, изображенных на другом рисунке по признакам «самые умные», «самые честные», «самые привлекательные» и «самые счастливые». Это было сделано для того, чтобы оценить, влияет ли расположение объекта на рисунке на отношение личности к нему. И в последнем эксперименте участников попросили оценить, какого кандидата они бы выбрали для совместной работы или какой продукт приобрели бы в магазине.

Во всех исследованиях правши были склонны оценивать объект справа более высоко, в то время, как левши склонялись к объектам слева. По мнению профессора из этих результатов следует, что личный перцептивно-моторный опыт в подобных ситуацияъ легко соотносится с той или иной стороной, и обеспечивает возникновение постоянных пространственных ассоциаций. Это относится не только к физическому понятию пространства, но и к пространству понятий, абстракций высокого уровня, например, к доброте, уму и честности.

Результаты этого эксперимента являются одной из первых ясных демонстраций того, что сенсорно-моторный опыт может оказывать существенное влияние на осмысление, в том числе, и абстрактных понятий.

Неправильный мир

По словам профессора Сантьяго, левши часто испытывают чувство, словно они родились в неправильном мире. В нем все приспособлено для правшей, от ножниц до клавиатур. Тот факт, что левши способны достаточно хорошо приспосабливаться к этому искусственному контролю, противоречащему их природе, указывает на интересный момент, о котором часто забывают: вне всяких сомнений, существует разница в двигательных способностях ведущей и «отстающей» руки, но она не так уж велика.

«На самом деле, – обращает внимание ученый, – те различия в скорости и точности между правой и левой рукой, которые обычно находят, не превышают 10%. Помимо этого, левую руку можно очень хорошо натренировать. К примеру, у музыкантов и стенографистов она, обычно, натренирована, в отличие от тех, кто, в основном, использует правую руку. А последнее характерно для большинства правшей и большинства видов работы.

В своей статье Хулио Сантьяго напоминает о том, что ассоциация с правым и левым в системах символов мировых культур «глубока и присутствует практически в каждом аспекте жизни. Например, право и лево обычно ассоциируются соответственно с аристократами и обычными людьми, мужчинами и женщинами, церковным и светским, плохим и хорошим. В конце концов, эти модели контролируют такие различные области жизни, как поза, в которой принято хоронить человека, распределение пространства в домах и церквях, позы, в которых мужчины и женщины сидят за столом или в церкви и рука, которой салютуют, приносят клятву, едят или моются».

Более того, Сантьяго заостряет внимание на том, что «даже словари полны похожих фактов, например, слово «siniestro» (зловещий, порочный, левый), происходящее от латинского слова «sinistrum», или же «izquierda» в Испанском языке.

Источник: по материалам, предоставленным Университетом Гранады (University of Granada)

ScienceDaily(Feb. 2, 2010)

Перевод http://magov.net
  • +4
  • 3625

4 комментария

avatar
  • Durilko
  • +1
Побольше б таких статей!
avatar
  • vit62
  • 0
А Вы левша? И ощутили на себе все эти «прелести»? Меня всегда поражало то, как левшам писАть неудобно, им справа налево, по арабски… А так самому, когда наблюдаешь за их мучениями становится неудобно за себя, что вырос правшой.
avatar
  • vit62
  • 0
«им справа налево, по арабски удобнее было-бы» сорри, отвлекли.
avatar
  • vit62
  • 0
Кстати, необходимо заметить, что мозг у левшей работает отлично от правшей, т.е. задействованы оба полушария мозга в состоянии бодрствования.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.