Что остается от потребности после ее удовлетворения
1
Уже несколько раз в этой книге я говорил о том, что потребность пробуждается только тогда, когда удовлетворены потребности нижележащих уровней – более сильные, более жизненноважные по отношению к ней. И еще раз подчеркну, что концепция удовлетворения имеет чрезвычайно важное значение для теории мотивации. Впрочем, она важна не сама по себе, а сокрытым в ней смыслом. Например, она предполагает, что потребность, после того, как она удовлетворена, уже не может влиять на поведение человека, не может предопределять и организовывать его.
Я близок к тому, чтобы сделать еще более сильное заявление, я почти готов утверждать, что человек, удовлетворив свою базовую потребность, будь то потребность в любви, в безопасности или в самоуважении, лишается ее. Если мы и предполагаем за ним эту потребность, то не более чем в метафизическом смысле, в том же смысле, в каком сытый человек голоден, а наполненная вином бутылка – пуста. Если нас интересует, что в действительности движет человеком, а не то, чем он был, будет или может быть движим, то мы должны признать, что удовлетворенная потребность не может рассматриваться как мотив. С практической точки зрения правильно было бы считать, что этой потребности уже не существует, что она угасла. Считаю необходимым особо подчеркнуть этот момент, так как во всех известных мне теориях мотивации его либо обходят стороной, либо трактуют совершенно иначе. Я со всей ответственностью заявляю, что у нормального, здорового, благополучного человека нет сексуального и пищевого позывов, что он не испытывает потребности в безопасности, любви, престиже или самоуважении, за исключением тех редких моментов, когда он оказывается перед лицом угрозы. Если вы захотите поспорить со мной на эту тему, то я предложу вам признать, что вас мучает множество патологических рефлексов, например, рефлекс Бабинского, ведь ваш организм может продуцировать его в случае расстройства нервной системы.
На основании всего вышеизложенного я со всей прямотой и резкостью заявляю, что человека, неудовлетворенного в какой-либо из базовых потребностей, мы должны рассматривать как больного или по меньшей мере «недочеловеченного» человека. Нас ничто не останавливает, когда мы называем больными людей, страдающих от нехватки витаминов и микроэлементов. Но кто сказал, что нехватка любви менее пагубна для организма, чем нехватка витаминов? Зная о патогенном влиянии на организм неразделенной любви, кто возьмется обвинить меня в ненаучности на том лишь основании, что я пытаюсь ввести в сферу научного рассмотрения такую «ненаучную» проблему как проблема ценностей? Терапевт, столкнувшись с цингой или пеллагрой, рассуждает о роли витаминов, с тем же правом психолог говорит о ценностях. Следуя этой аналогии, можно сказать, что главной движущей силой здорового человека служит потребность в развитии и полном осуществлении заложенных в нем способностей. Если человек постоянно ощущает влияние иной потребности, его нельзя считать здоровым человеком. Он болен, и эта болезнь так же серьезна, как нарушение солевого или кальциевого баланса.18
Может быть, это заявление покажется вам парадоксальным. В таком случае спешу заверить вас, что этот парадокс – лишь один из множества, которые ожидают нас при исследовании глубин человеческой мотивации. Невозможно понять сущность человека, не задав себе вопроса: «Что нужно этому человеку от жизни, чего он ищет в ней?»
Абрахам Маслоу
МОТИВАЦИЯ И ЛИЧНОСТЬ
Я близок к тому, чтобы сделать еще более сильное заявление, я почти готов утверждать, что человек, удовлетворив свою базовую потребность, будь то потребность в любви, в безопасности или в самоуважении, лишается ее. Если мы и предполагаем за ним эту потребность, то не более чем в метафизическом смысле, в том же смысле, в каком сытый человек голоден, а наполненная вином бутылка – пуста. Если нас интересует, что в действительности движет человеком, а не то, чем он был, будет или может быть движим, то мы должны признать, что удовлетворенная потребность не может рассматриваться как мотив. С практической точки зрения правильно было бы считать, что этой потребности уже не существует, что она угасла. Считаю необходимым особо подчеркнуть этот момент, так как во всех известных мне теориях мотивации его либо обходят стороной, либо трактуют совершенно иначе. Я со всей ответственностью заявляю, что у нормального, здорового, благополучного человека нет сексуального и пищевого позывов, что он не испытывает потребности в безопасности, любви, престиже или самоуважении, за исключением тех редких моментов, когда он оказывается перед лицом угрозы. Если вы захотите поспорить со мной на эту тему, то я предложу вам признать, что вас мучает множество патологических рефлексов, например, рефлекс Бабинского, ведь ваш организм может продуцировать его в случае расстройства нервной системы.
На основании всего вышеизложенного я со всей прямотой и резкостью заявляю, что человека, неудовлетворенного в какой-либо из базовых потребностей, мы должны рассматривать как больного или по меньшей мере «недочеловеченного» человека. Нас ничто не останавливает, когда мы называем больными людей, страдающих от нехватки витаминов и микроэлементов. Но кто сказал, что нехватка любви менее пагубна для организма, чем нехватка витаминов? Зная о патогенном влиянии на организм неразделенной любви, кто возьмется обвинить меня в ненаучности на том лишь основании, что я пытаюсь ввести в сферу научного рассмотрения такую «ненаучную» проблему как проблема ценностей? Терапевт, столкнувшись с цингой или пеллагрой, рассуждает о роли витаминов, с тем же правом психолог говорит о ценностях. Следуя этой аналогии, можно сказать, что главной движущей силой здорового человека служит потребность в развитии и полном осуществлении заложенных в нем способностей. Если человек постоянно ощущает влияние иной потребности, его нельзя считать здоровым человеком. Он болен, и эта болезнь так же серьезна, как нарушение солевого или кальциевого баланса.18
Может быть, это заявление покажется вам парадоксальным. В таком случае спешу заверить вас, что этот парадокс – лишь один из множества, которые ожидают нас при исследовании глубин человеческой мотивации. Невозможно понять сущность человека, не задав себе вопроса: «Что нужно этому человеку от жизни, чего он ищет в ней?»
Абрахам Маслоу
МОТИВАЦИЯ И ЛИЧНОСТЬ
16 комментариев
Однако не всегда поведение преследует именно ту цель которую можно предложить по внешним проявлениям. Почему люди передают… они передают например?
Мне кажется что основной побуждающий мотив это обмен энергиями, на разных планах. Хотя внешне социально это можно трактовать иначе.
Возможно, тут дело в другой потребности. Не голод, а что-то иное они пытаются удовлетворить за счет еды?
Во-первых, во-вторых и в-третьих:
1 во-первых, автор или блефует или не совсем ясно различает временные и постоянные потребности. Сытый человек, действительно, не испытывает чувства голода, но только до поры до времени, пока снова не проголодается;
2 во-вторых, что подразумевает автор, говоря. что удовлетворённость в любви не вызывает более у человека последней?;
3 в-третьих, заявление о том, что у «нормального, здорового, благополучного человека нет сексуального и пищевого позывов, что он не испытывает потребности в безопасности, любви, престиже или самоуважении, за исключением тех редких моментов, когда он оказывается перед лицом угрозы» можно и нужно отнести к полному дегенерату из палаты No6.
"… можно сказать, что главной движущей силой здорового человека служит потребность в развитии и полном осуществлении заложенных в нем способностей."
Вот с этого места более подробно.
Главной движущей силой здорового человека в достижении своих целей, т.е. потребностей является неудовлетворённость существующим положением вещей как внутреннего, так и внешнего мира. А заложенные в человеке способности являются всего-навсего инструментом в данном процессе, но не целью.
И вообще, автор полностью перепутал физические и духовные потребности человека.
Но, рассматривая другие концепции, можно видеть, что ступени этой же пирамиды (личность, когнитивная и социальная деятельность сексуальная жизнь и семья) можно представить как равные сектора. Если каждый разделить на несколько ступеней (внизу первоочередные в каждой области), то получается в удовлетворении потребностей человек ходит по спирали. Кризисные этапы — когда человек удовлетворил свои потребности или, наоборот, так и не смог этого сделать. Поэтому человек может достичь полной реализации в одной из жизненных сфер и быть полностью деградированным в другой. Остальные люди получают взамен так называемой самореализации относительно достаточное удовлетворение большинства потребностей.
Это мне кажется всегда так, традиционная психология «наука в младенчестве»(с). У нее соответственные адепты.
Что же до Маслоу, то он чистейший идеалист типа Платона. И пусть уж лучше он со своей неудовлетворённостью, чем вечно сексуально замороченный Фрейд, которого зачем-то превозносят типа Энштейна в физике.
Лично мне больше всех нравится Гюстав Лебон.
Кто ещё так глубоко проник в душу толпы (народа)?
Это уже выходит за рамки прерогативы психологии. Здесь, пожалуй, больше физиология, её раздел о высшей нервной деятельности, когда имеет место дисбаланс между правым и левым полушариями.
Но если психоаналитики поднапрягутся, то могут и себе присвоить данный вопрос для рассмотрения :)
Вы полагаете, что…
Нет, у меня другая фамилия :))=D