Ювенальная юстиция еще один рычаг давления на неугодных в руках организованной преступности у власти
В Тольятти у журналистки, написавшей скандальную статью про «АвтоВАЗ», отобрали сына и дочь, потому что дети якобы живут в бедности. Журналистке советовали не писать про завод и уехать из города. Спустя сутки под давлением общественности детей вернули матери. Эксперты уверяют, что бедность не является законным основанием для лишения детей семьи.
2 комментария
В России предлагается ввести уголовную ответственность родителей за домашние наказания детей и низкие доходы
проект
Татьяна Смольякова
«Система ювенальной юстиции является недопустимым вмешательством государства в жизнь семьи», — заявил руководитель синодального отдела по связям с общественностью протоиерей Всеволод Чаплин на пресс-конференции, посвященной готовящемуся внедрению в России нового ювенального законодательства.
Напомним, в Госдуму внесены проекты федеральных законов, которые позволяют лишать родительских прав из-за бедности, за «ненадлежащее» воспитание, привлекать родителей к уголовной ответственности за домашние наказания, в том числе шлепок по мягкому месту, и тому подобное «жестокое обращение» с детьми. Общественная палата пошла дальше, предложив наделить комиссии по делам несовершеннолетних широкими полномочиями, позволяющими назначать семье меры по защите прав детей. Отказ от выполнения предписаний комиссии является основанием для лишения родительских прав. А функции органов опеки и попечительства будут делегированы уполномоченным организациям. Это могут быть общественные организации, которые получат право входить в дома с проверками, диктовать родителям, как надо воспитывать детей, предлагать в отношении родителей репрессивные меры, а детей устраивать в другие семьи. При этом представители общественных организаций не несут должностной ответственности за свои действия.
Во вторник на парламентских слушаниях рекомендовано ускорить внесение такого законопроекта в Госдуму.
Законопроекты сразу вызвали неоднозначную реакцию в обществе. Сторонники утверждают, что это совершенно необходимо, что надо сурово наказывать нерадивых родителей, а детей изымать из неблагополучных семей и отправлять в детдома или в «хорошие» семьи. Противники убеждены, что система ювенальной юстиции — это тотальное и грубое вмешательство государства в частную жизнь, и государство должно не подменять собой семью, а помогать ей и поддерживать.
Элементы ювенальной юстиции уже есть в российском законодательстве. Например, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в котором есть понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации». К таковым, в частности, относятся дети, проживающие в малоимущих семьях. Этих детей уже сегодня изымают из семей. Можно вспомнить недавнюю нашумевшую историю о том, как у нормальных родителей (не алкоголики-наркоманы, не преступники) отобрали детей за то, что у них низкие доходы и дети не имеют того, что должны иметь. Вместо того чтобы помочь семье!
По мнению зампредседателя правления Ассоциации юристов России Игоря Редькина, «российское семейное право становится все более репрессивным». То есть такие тяжелые меры наказания, как лишение родительских прав, направление детей в детдом, стали применять очень широко.
Между тем новые законопроекты предлагают еще больше ужесточить ответственность родителей. «В законодательство вводится новое понятие — »забота о ребенке", которое включает в себя материальное содержание, а также понятие «надлежащего воспитания», — говорит главный консультант Правового управления Аппарата Совета Федерации Ольга Леткова. — За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, образованию ребенка устанавливается ответственность. В Семейном кодексе это лишение или ограничение родительских прав, а также изъятие ребенка из семьи. Это означает, что ребенок может быть изъят из семьи из-за бедности независимо от вины родителей. При этом в законопроекте нет определения, какой уровень жизни является необходимым. Это допускает возможность признать недостаточно благополучной практически любую семью".
Законопроект предусматривает даже наказание сотрудников образовательных учреждений за недоносительство о том, что у ребенка не все благополучно.
За «жестокое обращение» с детьми предусматривается уголовная ответственность. Предлагается давать до трех лет лишения свободы. «В данном случае под жестоким обращением понимается не истязание детей и другие преступления против личности, ответственность за которые уже предусмотрена в УК. Речь идет о запрете любых домашних наказаний», — поясняет Ольга Леткова. То есть дал поджопник или подзатыльник — получи срок. В лучшем случае у тебя заберут ребенка. И снова выходит, что привлечь к ответственности за «жестокость» можно практически каждого родителя.
Директор Института демографических исследований Игорь Белобородов считает, что ювенальная юстиция в том виде, в котором она существует на Западе и в каком ее продвигают в России, ведет к снижению рождаемости, увеличению преступности (45 процентов детдомовцев попадают в тюрьму) и в целом противоречит демографической политике Российского государства. «Причины насилия в семье известны, — говорит демограф. — Это алкоголизм, наркомания, шквал насилия на телеэкранах. Мы говорим о плохом материальном обеспечении детей в семьях, а в школах кормим их на 11 рублей! Пока государство не решит эти проблемы, оно не имеет права вторгаться в жизнь семьи».
По этому поводу президиум Межрелигиозного совета России даже принял специальное заявление, в котором лидеры всех традиционных для нашей страны конфессий, в частности, отметили: «Нам видятся опасными любые меры, которые бы позволили чиновникам вмешиваться во внутреннюю жизнь семьи, в ее мировоззрение и в образ жизни, в кровную связь родителей и детей… Вмешиваться в тайну внутренней жизни семьи следует лишь в крайнем случае, когда жизни или здоровью человека угрожает опасность. Мы считаем противоречащими свободе и самой природе личности акты, позволяющие отнимать ребенка на основании размытых критериев, трактуемых разными мировоззрениями по-разному».
Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N5198 от 3 июня 2010 г.