Аура и чакры.

Чакры называются в Индии лотосами потому, что они как и любой живой цветок обладают своеобразными лепестками, способными к самораскрытию. Кстати, западная оккультная традиция также отождествляла скрытые психические центры человека с цветами. В античных мистериях посвящённых в первую ступень знания и владения тонкими силами называли неофитами, что буквально означает «новые растения». В алхимии и розенкрейцерстве цветком, аналогичным лотосу, считалась роза, имевшая три основных оттенка цвета: красный, жёлтый и высший белый. Они обозначали степень открытости центров.


О чакрах сегодня написана огромная литература, среди которой есть весьма дельные книги. О том, что такое чакры, не знает сегодня только ленивый. Я сам был свидетелем анекдотического разговора о чакрах, затеянного алкоголиком. Ещё лет пятнадцать(!) назад, когда оккультный бум явно не достиг своей кульминации, я собирался ехать в Горный Алтай и, находясь в городе Барнауле, ехал на троллейбусе. Во время очередной остановки в салон ввалился огромного роста небритый и красномордый детина, дыша таким перегаром, который на километр убивал вокруг себя всё живое. Толпа инстинктивно отшатнулась от него и образовала вокруг детины своего рода вакуум. Женщина, сидевшая на ближайшем сидении, встала и отошла подальше. Детина направился к сидению, тяжело плюхнулся на него и, похлопав себя волосатыми ручищами по груди хриплым голосом, обратился к публике как бы ища сочувствия и констатировал: «Что-то чакры мои разбарахлились!» Публика, оказавшаяся не менее просвещённой, и видимо знавшая что такое «чакры», покатилась со смеху.

Однако, если копнуть любого, даже образованного обывателя, он едва ли скажет больше, чем «чакры — это энергетические центры» и вспомнит рисунки из литературы по йоге. А уж о том, чтобы практически использовать знания о чакрах в обыденной жизни или в духовном росте, речь вообще не идёт — почти никто этого не умеет. Потому поговорим о том, как чакры связаны с человеческой аурой.
Само слово «чакры» в переводе с санскрита означает «колёса». Иногда их называют «колёсами жизни» и «кругами», по которым двигается энергия. Различные авторы связывают их действия с силами разума и желаний. Чакры определяют как колёса разума, которые перемещают его по дебрям желаний. Каждая чакра представляет собой зону, где концентрируется и проявляется какое-то базовое желание человека. Это может быть желание материального богатства, сексуальное вожделение, жажда власти, притяжение к объекту любви, потребность в творческом самовыражении, стремление к глубинному самопознанию, воля к духовной самореализации. Каждое желание подпитывается энергией конкретной чакры, которая отличается от энергии других чакр.
Внутри нашей ауры находится семь основных чакров и ещё сорок две второстепенных чакры. Основные центры находятся вдоль центрального энергетического канала — Сушумны, который проходит через позвоночный столб. Помимо связи с конкретным желанием каждая их чакр проводит определённую энергию, связана с внутренним органом, издаёт свой мистический звук. Чакры являются своего рода отверстиями, через которые течёт энергия, соединяющая высшие духовные сферы и тела в человеке с низшими материальными. Чем более открыты эти отверстия, тем свободнее перемещается и циркулирует жизненная сила. Если же чакры человека блокированы, закупорены, а тонкие каналы зашлакованы, тогда мы имеем дело с закрытой энергетической системой.
Сами чакры на Востоке сравниваются с цветами лотоса. Считается, что у духовно продвинутых людей лепестки лотосов постепенно раскрываются и сами энергетические колёса начинают вращаться. Человек с материалистическим знанием, вялый, сонный и ограниченный имеет дряблые, обвисшие лепестки на чакрах. Раскрытие лепестков происходит в результате духовной эволюции человека, пробуждающей в человеке энергию двух основных полюсов — материального, связанного с центром в копчике (чакра муладхара) и духовного, находящегося в области над головой (чакра сахасрара). Когда духовность просыпается, между двумя полюсами возникает ось напряжения. Муладхара находится в области копчика и составляет психологическую и энергетическую опору нашей личности. Его изображают в виде цветка лотоса с четырьмя большими красными лепестками. Индийская традиция связывает его с самой плотной из всех стихий — стихией земли. Он отвечает также за восприятие запаха и чувство психологической устойчивости на земле. Считается, что энергия Кундалини находится сразу под копчиком и как бы упирается во вход в центральном канале Сушумны. Она свёрнута в три с половиной оборота подобно змее (отсюда выражение «змей Кундалини») и находится в состоянии сна. Этот сон посылает своеобразные усыпляющие импульсы в мозг человека, внушая ему чисто материалистическое восприятие мира. В результате такого сна потенциал мозга задействуется не более чем на 6-10%, а сознание человека получает самый минимум энергии. Её оказывается вполне хватает, чтобы жить и действовать в физическом мире, но явно недостаточно для прорыва восприятия в невидимые миры, закрытые плотной и непрозрачной плёнкой видимого мира. Эзотерические учения называют эту пленку покрывалом Изиды, наброшенным мудрой охраняющей свои тайны природой на горделивое человеческое сознание.
Сон Кундалини заключается в том, что она порождает в сознании человека образ множественного мира, разделяя в сознании человека единую божественную и однородную реальность на миллиарды вещей и предметов. Каждый из этих предметов начинает восприниматься сознанием человека как обладающий отдельным бытиём, индивидуальной формой, чётко ограниченной от остальных форм и этикеткой в виде имени или названия. В нашем восприятии нет и намёка на то, что в своей глубинной основе этот мир является единым, а множественность и разделённость на отдельные предметы всего лишь иллюзия. Мы воспринимаем твёрдость форм этого мира как нечто законченное и не подлежащее обсуждению. Даже, если мы вычитаем в эзотерической литературе информацию, что мир един, это принципиально ничего не изменит. Подобная идея так и останется чисто умственной информацией, а глаза и уши будут продолжать долбить единую реальность на отдельные кванты и картинки. У нас просто не хватит энергии растворить иллюзию отдельности и слиться с единой энергией. Пробуждение и подъём энергии Кундалини позволяет изменить восприятие мира. Йог или духовный искатель, поднявший энергию Кундалини к теменному центру (сахасрара) или, по крайней мере, к трём высшим чакрам, начинает воспринимать мир как единый. Его раскрывшемуся внутреннему зрению становится доступно видение тонкого мира сквозь плотные формы физической реальности. Подъём Кундалини по центральному каналу Сушумны раскрывает лепестки чакр подобно лепесткам весенних цветов.

Семь основных чакр.

Первый центр или чакра, называемый муладхарой, находится в области копчика и составляет психологическую и энергетическую опору нашей личности. В переводе с санскрита слово «муладхара» означает «основание». Его изображают в виде цветка лотоса с четырьмя большими красными лепестками. Индийская традиция связывает его с самой плотной из всех стихий — стихией земли. Он отвечает также за восприятие запаха и чувство психологической устойчивости на земле. Сокровенный звук или биджа этой чакры — лам (ланг). Его произнесение или пропевание при условии концентрации внимания пробуждает энергию Кундалини и направляет её вверх. Одновременно эта практика, называемая чакра-медитацией, создаёт энергетический блок, препятствующий движению Кундалини вниз. Если человек повторяет эту мантру много раз, то у него возрастает чувство спокойствия, внутренней силы и спокойствия по поводу всех земных проблем и начинаний. В том числе формируется и большая уверенность человека в его взаимоотношениях с миром денег, независимо от того, каково его материальное положение в данный момент.
Конечно, развитие муладхары происходит не только в результате практики мантр и йогической концентрации внимания именно на этом центре. Человек в принципе должен научиться успешно концентрироваться на земных проблемах, ставить перед собой конкретные цели и добиваться их. Достижение определённого финансового уровня, решение бытовых проблем, завоевание своего места под солнцем оказывает положительное влияние на муладхару и раскрывает её потенциал. С другой стороны человек с подавленной муладхарой едва ли добьётся каких-либо серьёзных целей и точно не сможет удержать внезапно свалившееся на него счастье. Но как бы то ни было, хорошо развитая муладхара и ощущение, что человек крепко стоит на земле — важнейшее и необходимое условие дальнейшего роста: и карьерного, и духовного. Если у человека слабая муладхара, то у него не может быть сильной ауры. Кстати, символом муладхары, который часто изображают на индийских рисунках чакр, является слон — символ устойчивости и твёрдости. Энергия муладхары придаёт ауре качества устойчивости, спокойствия, основательности, уверенности, защищённости.
Люди с сильно развитой муладхарой обычно занимают хорошее место в жизни. Из них получаются крупные начальники, бизнесмены, богатые люди. Завоевав положение, они не сдают его никому и держатся за него до конца. В общении они бывают твёрдыми, упорными и несговорчивыми. На них очень трудно повлиять. Они не соглашаются сойти со своей позиции ни на миллиметр. И в этом им помогает упругая мощная муладхара.

Второй центр или чакра — свадхистхана (в переводе с санскрита означает «самость» или «обитель я»). Он находится в верхней части лобковой области и отвечает за сексуальную сферу. Свадхистхана связывается также со стихией воды, которая традиционно считается символом человеческих желаний. Вторую чакру принято изображать в виде шестилепесткового оранжевого лотоса, внутри которого находится белый круг. Сокровенный звук или вибрация данного центра — вам (ванг). Произнесение или пропевание этого центра пробуждает в человеке жизненную силу. Тот, кто испытывает излишнее сексуальное возбуждение, как правило, несколько успокаивается. Его сексуальная энергия превращается в этот момент в виталическую жизненную силу. Но тот, у кого чувственность подавлена, под влиянием этих мантр способен несколько активизировать свою сексуальную силу. Мантра также помогает изменить вектор течения энергии вверх, блокируя её течение вниз.

Восточные тексты утверждают, что свадхистхана — орган, отвечающий за переживание чувства удовольствия. Это чувство в человеческом организме наиболее интенсивно переживается двумя частями — сексуальными органами и языком. Свадхистхана отвечает также за продолжение рода, потому в этой чакре начинается распространение энергии личности во внешний мир. Потому в свадхистхане впервые проявляет себя творческая энергия. Она сообщает ауре энергию гибкости, вносит в человеческое сознание начало воображения. Аура человека делается благодаря свадхистхане более пластичной, подвижной, изменчивой, способной воспринимать удовольствия. Свадхистхана также наделяет человеческую личность эгоцентризмом, склонностью к игре, смене ролей, артистическим реакциям. Люди свадхистханы — беспокойные бродяги, жадные искатели удовольствия, эгоцентрики, романтики, коллекционеры новых ощущений. Когда Кундалини достигает свадхистханы, она либо превращается в мощное сексуальное желание и останавливает свой подъём, либо устремляется выше и, достигнув уровня солнечного сплетения, превращается в волевую энергию.
Интересно, что в индийской традиции рисунком-символом данной чакры был крокодил — существо, живущее в воде, охотящееся за добычей и обладающее повышенной сексуальной силой и способностью к размножению. Жир крокодила применяли для повышения мужской потенции. Крокодил склонен к обману и хитрости. В точности также и Дон-Жуан, стремящийся к своей цели, готов ради неё пойти на любую ложь.

Третий центр или чакра — манипура (в переводе с санскрита «город из драгоценных камней») своими корнями находится в области пупка и в виде разветвлённых ветвей поднимается выше в район солнечного сплетения. Тексты по йоге говорят о манипуре как о центре, управляющим в человеке внутренним огнём. Он регулирует теплообмен и процессы, поддерживающие нужную телу температуру. В ведении манипуры энергетическое обеспечение пищеварения и зрения. Священный звук или биджа этого центра — звук Рам (Ранг). Буквально этот слог означает Раму — солнечное божество или же его жизненную силу. Его произнесение возжигает в человеке внутренний огонь, силу и волю к достижению целей. Индийские тексты рисуют манипуру в виде десятилепесткового лотоса жёлтого цвета. В центре круга этого лотоса принято изображать восходящий треугольник, символизирующий собой огненную волю в отличие от нисходящего треугольника, который обычно рисуют в круге внутри лотоса второй чакры.
Если человек собирается развить в себе свойство уверенности, целеустремлённости и защищённости, он должен почаще концентрироваться на области пупка. Такая концентрация очень укрепляет тело и помогает человеку лучше управлять своими движениями. Полезно также брюшное дыхание и любые физические упражнения, развивающие брюшной пресс. Энергии манипуры придают ауре внутреннюю силу, упругость, чувство уверенности, способность управлять другими людьми и обстоятельствами. Стихия огня, пробуждаемая в результате концентрации энергии на этой чакре, помогает превратить водную размытость свадхистханы в чёткий огненно-энергетический поток, стремящийся к цели. Качество целеустремлённости человека с преобладающей мощью манипуры порой предстаёт чрезмерным — стремящийся мало задумывается об отдаленных последствиях своих действий. Человек манипуры как правило нетерпелив, импульсивен и властолюбив. Он не может без власти над другими. Но, если он обретает мудрость, то начинает работать над превращением этой страсти в способность властвовать над самим собой. Человек со слабой манипурой имеет поникшую ауру, которую при желании легко пробить. Современные учёные, исследовавшие процесс принятия решений, пришли к выводу, что чисто волевая составляющая решения связана с центром солнечного сплетения — своего рода вторым мозгом человека. Если этот центр недостаточно развит, то человек может сколько угодно фантазировать по поводу своего будущего решения, но так и не сможет сделать решительный волевой поступок — отсечь сомнения и шагнуть навстречу препятствию. Любой диктатор, фюрер, завоеватель, вождь, лидер, пассионарий, неважно светлый или темный по своей внутренней природе, имеет мощную манипуру, придающую его ауре свойство вихря, неукротимо двигающегося к цели.

Четвёртый центр или чакра — анахата (в переводе с санскрита «неуязвимая», «не подвергавшаяся удару») находится в центре груди чуть повыше физического сердца. Он изображается в индийской сакральной литературе в виде двенадцатилепесткового лотоса жёлтого цвета. Его стихия — воздух, олицетворяющий собой жизненную силу дыхания, подвижность, ясность, свет. Он отвечает за все ощущения, относящиеся к сфере осязания. Не зря существует выражение «почувствовать сердцем», «осязать сердцем», а чувствительное к страданиям сердце сравнивается с обожжённой кожей. В центре круга с лепестками принято изображать два пересекающихся одинаковых треугольника, один — вершиной вверх (мужской принцип), а другой — вершиной вниз (женский принцип). В идеале эти два принципа должны находиться в состоянии равновесия, что наполняет ауру ощущением гармонии. Священный слог чакры — мантра йанг (йамг). Мысленное произношение или пропевание его успокаивает сердце, растворяет негативные эмоции и пробуждает в нём чувство радости и любви. Одновременно он тормозит непроизвольное истечение энергии в низшие центры.
Сердце считается королём всех прочих чакр. Сущность остальных центров находится в нём. Потому, воздействуя на сердце с помощью пробуждённого сознания, мы, по сути, прикасаемся и к остальным центрам. Каждая точка ауры может быть легко достигнута через сердце. Многочисленные движения человеческих чувств, присущие сердечному центру, символизируются изображением оленя, которого помещают внутри шестиконечной звезды. Олень — существо быстрое, чистое и невинное. Таковым должно стать и человеческое сердце, пока ещё далёкое от совершенства. Открытие сердца и осознанная работа над его очищением могут постепенно пробудить в глубине сердца звук божественного безмолвия, называемый анахата-нади или Шабда-брахманом (Брахманом, т.е. Божеством звучащим).
Открытие анахаты укрепляет ауру, очищает её, уравновешивает внутренние движения чувств или энергий и позволяет человеку ощущать состояние глубинной независимости от влияний мира. Он больше не опирается на мнения других людей по поводу самого себя. Он становится самоопорным человеком. Овладение стихией воздуха позволяет ему летать — совершать духовные полёты в более высокие миры и переживать более высокие, чем прежде состояния.

Пятый центр или чакра — вишуддха (в переводе с санскрита означает «чистая») находится в области горла, конкретно в месте, соответствующем горловой ямке. Индийская традиция утверждает, что он связан с особым космическим планом (уровнем) бытия — акашей или пространством. Этот шестнадцати лепестковый лотос голубого цвета, отвечает за принцип речи и превращает звук в слово, мысль в форму, замысел в образ. Приспособление к миру, словесное общение и творчество, понимание сущности вещей, известных и неизвестных языков — также в ведении вишуддхи. Сокровенный звук или вибрация данного центра — слог хамг (ханг). Произнесение или напевание этой мантры заставляет вибрировать мозг и увеличивает поток спинномозговой жидкости, идущей снизу позвоночника вверх в область горла. В результате голос человека делается более мягким, звучным и мелодичным. Кроме того, меняется и внутренняя природа человека. Она делается более творческой и уравновешенной, а поведение уверенным и свободным. У человека раскрывается способность к пониманию глубинной сути вещей и людей, способность к творчеству в любой сфере бытия, формируется осознанное мировоззрение и система взглядов.
Пробуждённая вишуддха наполняет ауру человека свойствами прозрачности, ясности, открытости, позволяющей пропускать через себя целые потоки космической силы. Когда энергия Кундалини поднимается в горловую чакру, человек приобретает черты, присущие духовному мастеру, свободному от обусловленности и привязанности к внешней суете. Человек превращается в блистательного оратора, способного заворожить любую аудиторию и найти слова для объяснения любого самого сложного вопроса. С другой стороны, любой яркий оратор — человек с хорошо развитой горловой чакрой. Графическим символом горлового центра индийская традиция избрала слона с большими ушами и длинным хоботом. Это указывает на свойства слушания и чистого звучания, которые вишуддха проявляет в человеке.

Шестой центр или чакра находится в области межбровья и носит название аджна (в переводе с санскрита означает «авторитет», «руководство», «власть без ограничений»). Её называют также третьим глазом и рассматривают, как орган ясновидения, которым свободно могли пользоваться люди в прошлые эпохи, но который за ненадобностью в наше время атрофировался и превратился в рудимент. Он имеет два лепестка цвета индиго (бледно-фиолетовый), на одном из которых индийские традиционные изображения чакр обычно помещают маленький кружок с лучами (солнце), а на другом маленький полумесяц (луна). Сокровенной мантрой-звуком этой чакры является мантра АУМ. Во время практики чакра-медитации её нужно пропевать особым образом. Звук А должен быть самым длинным (три единицы времени), звук У короче на одну третью (две единицы времени) и звук М — самый короткий (одна единица времени).

Аджна работает в двух основных режимах. Если она закрыта, то это обычный интеллект или рассудок, воспринимающий мир двоичным образом, как комбинацию «да» и «нет», «плюс» и «минус», «хорошо» или «плохо». Этот интеллект может быть иногда очень сильным, даже блестящим, однако, по сути он остаётся двоичным, линейным и не способным проникнуть в глубину вещей. В лучшем случае он может как бы вычислять суть ментально и грамотно описывать её в словах и логических категориях. Но это не истина, а ее ментальный образ приближения к ней. Когда аджна пробуждается, то человек начинает прозревать сущность вещей, которая заключена не в «да» и не в «нет», а в некоей глубокой силе, обнимающей обе стороны медали. Это и есть мудрость или вмещение противоположностей, обучение искусству которого входило в программу всех посвятительных школ Востока и Запада. Высшая мудрая сила управляет двойственностью. Человек, открывший «третий глаз», на практике постигает, что мир не двоичен, а троичен. Пробуждение данного центра придаёт ауре качество ясности, спокойствия, гармонии. Она становится ровной, сильной, упругой, собранной воедино.
Открытие аджны позволяет человеку напрямую воспринимать невидимый мир, проникая сквозь пространство и время. Побеждая двойственность, подобный духовно продвинутый человек соединяет в себе мужское и женское начало и становится целостным. В нем формируется ощущение непрерывного духовного Я. Кстати, недавно американские нейрофизиологи установили, что чувство зрелого самосознания концентрируется у человека в области межбровья, где как раз и находятся те отделы головного мозга, которые отвечают за ощущение своего Я. Другое дело, что у непросветленного человека это ощущ0ение обычно блуждает по всему телу и по различным чакрам в зависимости от конкретного состояния эмоций. В аджна-чакре соединяются три энергетических потока: солнечный (пингала), лунный (ида) и центральный (сушумна). Два обычных глаза видят прошлое (левый) и настоящее (правый), в то время как третий может проникать в будущее. Человек, открывший третий глаз, становится просветлённым мудрецом, способным полностью контролировать себя. Он начинает ощущать в себе бессмертное начало.

Седьмой центр или чакра находится в теменной области и называется сахасрарой (в переводе с санскрита означает «тысячелепестковая»). Другое её название «пустотная чакра». Его мистический звук — священный слог Востока ОМ или «обитель без опор». Сахасрара — это центр духовного синтеза. Именно сахасрара — зона пребывания Шивы (высшего мужского принципа). Считается, что этот центр обладает тысячью лепестками, окрашенных во все цвета радуги, но с явным преобладанием золотистого цветка. Сюда, к этому центру устремляется энергия Кундалини, поднимаясь вверх по каналу сушумна. Когда она соединяется с теменным центром, человек переживает состояние озарения. Тот, кому посчастливилось осуществить подъём Кундалини, по свидетельству священных текстов Индии ощущает, что у него в голове происходит световая вспышка, подобная «блистанию миллионов молний». Человек переживает состояние всеединства и полноты бытия, которое называется на санскрите Сат- Чит-Ананда (Абсолютное бытиё, Абсолютное знание, Абсолютное блаженство). Переживая это состояние человек всем своим существом постигает простую истину — всё есть одно.
У обычного человека сахасрара практически не работает. Потому ресурсы его головного мозга в этом случае пробуждены на 6-8%, в крайнем случае на 10%. Но у того, кто соединил муладхару и сахасрару и поднял Кундалини в верхнюю точку тела и энергетическую зону, ресурсы мозга пробуждаются на 100%, и человек достигает высшей стадии духовной эволюции, доступной для него на этом уровне планетарного развития. У него появляется достаточно энергии, чтобы полностью устранить иллюзию и пережить единство мира всем существом. Пробуждение сахасрары вносит в ауру качество просветлённости, чистоты, ощущения единства, выравнивает её края, наполняет её высшими духовными силами.

Четыре первых центра считаются низшими, поскольку работают с земными стихиями и энергиями. Три последних центра называют высшими — они проводят энергию из духовных миров. У непросветлённого человека высшие центры спят, и потому его деятельностью руководят низшие чакры, навязывающие свои неочищенные вибрации всему тонкому организму. Чем более духовно развит человек, тем сильнее у него открыты высшие центры. Их энергии постепенно очищают низшие чакры, заставляя их подстраиваться под более высокие вибрации. Решающую роль в этой подстройке играет тот внутренний духовный выбор, который делает каждый человек. Если человек бессознательно или сознательно делает выбор в пользу низших идеалов или ценностей, его низшее эго, живущее ниже пояса, начинает обслуживать первые четыре центра. Если же выбор делается в пользу более высоких духовных программ, то его сознательное внимание как бы поднимается вверх от низших центров к области груди, а затем к центру головы. Нимб, окружающий верхнюю часть туловища, а главное головы святых показывает зону, где собираются высшие духовные энергии, и живёт очищенное «я» человека. Агни Йога утверждает, что у человека, становящегося на духовный путь и успешно по нему идущего, аура постепенно собирается вокруг высших центров.

Каждый из центров связан с определённой железой или нервным сплетением. Муладхара связана с крестцовым плексусом и тазовым нервным сплетением. Свадхистхана — с половым центром. Очевидна связь манипуры с солнечным сплетением (плексус солярис). Анахата имеет тонкую связь с вилочковой железой, отвечающую за энергетическую сторону иммунитета и процессы старения-омоложения. Вишуддха отвечает за энергетическое наполнение щитовидной железы. Аджна связана с гипофизом и щитовидной железой. Сахасрара — с теменным нервным узлом. Существует и связь определённых чакр с вполне конкретными внутренними органами и частями тела человека. Так, нижняя копчиковая чакра связана со спинным мозгом и ногами, сексуальный центр очень близок к почкам, центр манипура — с органами, отвечающими за пищеварение, зрение, распространение тепла по организму. Анахата связана с вилочковой железой, лёгкими, сердцем. Вишуддха — с горлом, щитовидной железой. Аджна — с щитовидной железой. Сахасрара — с теменным нервным узлом и высшими мозговыми центрами.

Второстепенные чакры.

Помимо семи основных чакров у человека есть множество разбросанных по всему телу дополнительных тонких центров. Чакры есть на руках, на ногах, на туловище. Два центра есть на плечах. Степень их развития свидетельствует о духовном уровне человека. Человек, претерпевающий трудности на жизненном пути во имя высокой цели и несущий на плечах тяготы служения людям, возжигает огни центров в области оплечий. Данный факт хорошо объясняет, что же такое крылья у ангелов или святых. На самом деле — это энергетические лучи пробуждённых центров у духовно развитых людей. Свои центры есть и в области локтей (они по свидетельству Елены Ивановны Рерих) могут сильно болеть, если человек проходит стадию духовно-энергетического очищения. Более мелкие чакры есть и в области кистей и, даже, на пальцах рук.
Разветвлённая система чакров расположена и на ногах. Центры бёдер, колен, лодыжек, ступней — не фантазии, а реальность, ощутить которую постепенно может каждый заинтересованный и устремлённый человек. Центры ног с точки зрения эзотерических учений — это область, находящаяся ниже земли, которой соответствует копчиковый центр опоры — муладхара. Ножные чакры открываясь, вводят человека в различные уровни подземной реальности. Агни Йога утверждает, например, что центры коленей связаны с тонким прообразом минерального царства. Потому йог, особым образом концентрирующийся на коленных чакрах, выходит на этот уровень и на энергетическом уровне общается с минеральным миром в его невидимом спектре.
Немалое количество чакров второстепенного уровня сосредоточено в области туловища. В первую очередь, это тонкие центры лёгких, открывающиеся, когда человек овладевает внутренним огнём. Важный центр — нижний дянь-тянь, находящийся в середине нижней части живота на расстоянии 2-3 сантиметров ниже пупка и 3-4 сантиметров вглубь. Разветвлённой структурой обладает и апахата. Её филиалами являются ещё три центра: правое и левое сердце, отстоящее от срединной чакры на несколько сантиметров, а также так называемое внутреннее сердце с местоположением чуть ниже центральной чакры ближе к чаше накоплений. Китайская традиция говорит о центрах, находящихся на задней стороне позвоночного столба в области поясницы и между лопаток (наверное, не зря именно по этому месту с целью введения в транс любили ударять своих учеников чаньские и дзенские мастера, а также Дон Хуан Карлоса Кастанеду). Эзотерические учения утверждают, что свои энергетические узлы есть практически у всех крупных внутренних органов — желудка, селезёнки, печени, почек.

Помимо аджна и сахасрары есть энергетические центры и в области головы. Это калачакра, пребывающая в области срединного мозга и управляющая процессами протекания времени, а также сома-чакра (иногда её называют амрита-чакра), находящаяся несколько выше третьего глаза. Она производит тончайший и сладчайший нектар, в процессе духовной практики стекающий в область нёба, а затем по всему объёму физического тела, включая в нём программу оздоровления, омоложения и блаженства.
Все меридианы и энергетические каналы соединены между собой тончайшей системой каналов, называемых «нади» (движение, поток). По этим «нади» течёт энергия. В организме человека есть два вида нади: грубые (в них входят сосуды кровеносной и лимфатической системы, нервные каналы, выделительная система) и тонкие (акопунктурные меридианы, проводники пранической силы и проводники ментальной силы). Согласно йогической литературе всего в человеке насчитывается 72000 нади. Основных же нади 14, а самых главных три — центральный канал позвоночного столба (сушумна), левый канал, подключающийся к левой ноздре (ида) и правый канал, подключающийся к правой ноздре (пингала). Ида и пингала согласно йогическим представлениям под действием медитативной практики обвивают позвоночник подобно двум змеям, переплетающимся в каждой чакре, а затем разделяющиеся до следующего переплетения. Эзотерическая традиция уподабливает эти три канала знаменитому магическому жезлу Кадуцея, известного ещё со времён древнего Египта. Центральный канал этого жезла также обвивали две змеи, то расходящиеся, то снова соединяющиеся. С помощью этого жезла, представлявшего собой внешний аналог трёх основных энергетических потоков человека, жрец управлял невидимыми силами. Йога связывает с идой женскую охлаждающую лунную энергию, в то время как пингала выступает проводником мужской согревающей солнечной энергии. Сушумна же проводит высшую нейтральную божественную энергию. Е.П.Блаватская называла Сушумна Брахманандой или жезлом Брамы, а Иду и Пингалу «диезами и бимолями» ноты Fa, которая в эзотеризме связывается с высшей человеческой природой. Подъём Кундалини — это движение всех трёх потоков или жизненных ветров, которые в Индии символизируются шнуром брамина. Поскольку, именно Сушумна, Ида и Пингала распространяют жизненную силу по всему телу, возникает проблема чистоты каналов. Чем более очищен и духовно развит человек, тем он более открыт для свободного протекания жизненной силы. Чем более он зашлакован и нравственно неочищен, тем труднее происходит движение волн жизненной силы по его энергетическим рекам. При прохождении жизненной энергии по системе нади (в китайской традиции меридианов) происходит её окрашивание личностными излучениями человека. Энергия входит в основание сушумны — муладхару как безличная жизненная сила, но поднимается наверх и проявляется вовне как личная сила человека, несущая на себе отпечаток его индивидуальных особенностей, качеств и характера.
Каждая из чакр связана с системой нади. Чем больше очищены нади, тем больше вероятности, что чакры начнут пробуждаться к жизни и открываться. Чем более открыты чакры, тем интенсивнее движение энергии по тонким каналам. Просветлённый и очищенный человек становится абсолютно открытым для прохождения мощных потоков энергии, вливающихся в систему нади и превращающих его в сплошное энергетическое поле, открытое миру. Чакры — это вращающиеся вихри энергий, которые создают упругость и силу в ауре. Если у человека сильные и энергетически заряженные чакры, это обязательно проявится в упругой и мощной ауре. Слабая аура не может иметь сильных чакр и наоборот.

Решающую роль в открытии центров и укреплении ауры играет духовная работа, ведущаяся человеком. В той или иной форме эта работа соединяет верх и низ, сахасрару и муладхару. Это не обязательно предполагает, что человек становится на путь йоги и будет обязан поднимать Кундалини. В наши дни без духовного учителя и кармической готовности путь подъёма Кундалини весьма рискован и даже опасен. Неподготовленный человек, берущийся за дело очень рьяно, может просто сгореть на телесном или энергетическом уровне. Однако, моральное очищение и повышение психоэнергетического потенциала заставляет чакральные вихри вращаться значительно более интенсивно, чем это происходит в обычной жизни.

www.prosvetlenie.org/wiki/24/42.html
  • +3
  • 7258

3 комментария

avatar
  • Jafal
  • 0
Такую инфу не плохо было бы выкладывать с изображениями чакр коли львиная доля текста это их расположение.
avatar
  • ostrov
  • 0
Расположение то более менее очевидно, в разных телах только по разному.
А изображение? То что в индийских текстах это же символическое.
avatar
  • Jafal
  • 0
Чем больше читал, тем больше мое воображение рисовало параллель между семью чакрами и семью смертными грехами. Под конец я уже видел неразрывную связь, читая про сахасрару(в переводе с санскрита означает «тысячелепестковая»)виделась мне, как легион и другое её название «пустотная чакра» представлялась мне бездной… -_о
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.