Тибетский массаж. Часть I


Тибетский массаж. Часть I
Таисия Русанова
17.01.2009 18:44
В целом тибетский массаж можно считать уникальной оздоровительной системой, позволяющей восстанавливать энергетический баланс тонких энергий человека, воздействуя непосредственно на первопричину заболевания.
Увидев страдание, решившись помочь, не различай ни хороших, ни плохих, не испытывай ни к кому ни любви, ни отвращения, а только проявляй милосердие, сострадание, радость и уравновешенность. Юток Юнтен Гонпо. Трактат Джуд Ши. Глава " О лекаре".
Тибетский массаж. Часть IТибетский массаж. Часть I
Реклама:
Когда я в первый раз увидела рекламу курсов тибетского массажа, то и представить себе не могла какой большой, глубокий и удивительно интересный пласт знаний скрывается за этим названием. Семинар проводил президент и основатель международного Института Тибетской медицины NMI – доктор Нида Ченагцанг, официально признанный в Тибете перевоплощением известного деятеля XVII века и великого мастера Ригдзина Палдена Таши. Рассеиваясь на протяжении веков, многие знания тибеткой медицины, в том числе и в области тибетского массажа, были утрачены. Возможно, именно поэтому на протяжении всей истории тибетского врачевания существовали особые мастера, называемые тертонами, которые были призваны восстанавливать и сохранять эти знания. Тертоны – это люди, отыскивающие и передающие потомкам терма, сокрытые учения. Одним из таких тертонов и является доктор Нида. Его институт занимается изучением, сохранением и преподаванием тибетской медицины (в систему которой входит и тибетский массаж).
На Востоке существуют три главных медицинских направления: китайское, ведическое (Аюрведа) и тибетское. В отличие от многих утерянных древних систем знаний о человеке и его здоровье, эти три дошли до наших дней, во многом сохранив свои традиции. На первый взгляд может показаться, что данные системы врачевания похожи, но при более детальном изучении этих направлений становится очевидным, что есть различия и довольно существенные как в теории, так в практике. Они обусловлены тем, что каждая из медицинских систем связана с одной из трех религиозно-философских концепций, на которых " держится" вся сила и глубина восточной медицины в целом.
Так, условно можно сказать, что китайская медицинская традиция опирается на даосизм, Аюрведа – на ведизм, а тибетская традиция – на буддизм. Начиная изучать восточные оздоровительные практики или непосредственно медицину, многие люди не разделяют эгрегоры этих трех традиций и через некоторое время запутываются в объеме знаний, пытаясь скомпоновать из разных систем нечто общее. Это во многом затрудняет продвижение в изучении, как и попытка путем сравнения определить, какая из традиций лучше. И первое, и второе, и третье направления являются Путем. Поэтому очень важно выбрать одну основную традицию и углубляться в ее изучение. Только так можно понять, что она в действительности собой представляет, а также почувствовать и приобрести силу ее знаний.
ИСТОРИЯ ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ
Существует два основных взгляда на становление и развитие тибетской медицины, и связано это с историей Тибета.
По одной из версий традиционная тибетская медицина берет начало в древнем государстве Шан Шун, которое находилось на территории западного Тибета и исповедовало религиозное учение Бон, в те времена связанное с шаманизмом. В этой древней традиции практиковалось множество различных видов гаданий, как, например, пульсовая диагностика, которая использовалась для предсказаний. По пульсу целитель мог определить не только состояние здоровья, но и материальное благополучие человека, его взаимоотношения с другими людьми и многое другое. Почти 4000 лет назад известный тибетский мастер Шенраб Мибоче преобразовал Бон из шаманизма в философскую систему. А его сын Чебу Трише стал первым тибетским целителем, который собрал все медицинские знания того времени и написал книгу «Бум Ши», самый древний трактат по тибетской медицине. Этот труд состоит из трех основных разделов: заболевания, методы диагностики и лечение. С тех самых пор начинается систематизация тибетской медицины с помощью врачевателей, которые практиковали в Шанг-Шунге, Аше и некоторых других зонах Тибета. На протяжении веков различные доктора совершили множество медицинских открытий и, таким образом, внесли свой вклад в развитие тибетской традиции врачевания.
Другая версия, основательно подкрепленная письменными источниками, указывает на то, что становление и первый этап развития тибетской медицины можно отнести лишь к VII веку, когда в Тибет пришел буддизм. И этот период действительно явился поворотным в истории государства. В это время Сронцанг Гампо, правитель области Ярлунг Цангпо, которая считается колыбелью тибетской цивилизации, объединил всю центральную часть Тибета, в результате чего возникло централизованное Тибетское государство. Сронцанг женился на двух принцессах, исповедовавших буддизм, – китайской и непальской, которые, по приданию, прибыли в Тибет со свитками и большим количеством книг. Их сопровождали архитекторы, художники, поэты и, конечно, врачи. Такое активное культурное влияние на новое государство не замедлило сказаться: Сронцанг Гампо покровительствовал буддизму и развитию культуры. Вскоре была создана тибетская письменность и освоен ксилографический способ печатания. Стали переводить на тибетский язык и издавать многочисленные религиозные, философские и научные труды Индии и Китая, в том числе и медицинские трактаты. Буддизм стал официальной религией Тибета спустя столетие, в VIII веке, мирно потеснив древние тибетские культы. Последующие века были временем накопления знаний и культуры. На тибетском языке издавались самые разные сочинения, в том числе и многотомный буддийский канон, в который входила и Аюрведа. В Тибете появились свои врачи, использовавшие подход аюрведической медицины, приемы диагностики и акупунктуры китайской медицины, а также те приемы врачевания, которые издревле существовали в Тибете.
Юток Юнтен Гонпо
Одним из самых выдающихся тибетских врачей стал Юток Юнтен Гонпо, которого впоследствии признали эманацией великого Будды медицины. Он родился в VIII веке и по вероисповеданию был буддистом, но при этом хорошо знал всю систему Бон и, когда писал свои медицинские книги, синтезировал знания многих традиций. На этой базе он создал знаменитый тракт «Джуд Ши», или «Четыре Тантры тибетской медицины», который и по сей день является основой тибетской медицинской системы. Юток никогда не болел, он женился, когда ему было 80 лет, после чего у него родилось трое детей. Прожив до 120 лет, он полностью трансформировался, превратившись в радужное тело.
В то же самое время, в VIII веке, в Тибете открылся первый медицинский колледж и первая общественная больница. Обучение в колледже длилось 12 лет, и по его окончании студентам выдавали дипломы одного из четырех типов в зависимости от того, что они усвоили за это время. Иногда будущий врач поступал учиться почти ребенком, в возрасте 10-12 лет. Сначала он помогал старшим при сборе трав, затем – при приготовлении лекарств; освоив грамоту, знакомился с медицинскими трактатами. Став постарше, будущий целитель получал право присутствовать при осмотре больных. Самостоятельным лекарем студент становился не ранее 25 лет, после длительного курса обучения и посвятительных испытаний.
От студента требовалось, чтобы он выполнял пять правил:
1. Относиться к словам учителя, как к изречениям самого Будды.
2. Относиться к медицинским трактатам, как к священному писанию.
3. Относиться к соученикам, как к родным братьям.
4. Относиться к больным, как к своим детям и внукам.
5. Относиться к крови, гною и прочим нечистотам без брезгливости.
Юток Юнтен Гонпо лично обучил более 300 докторов, которых разослал по всему Тибету для более широкого распространения знаний тибетской медицины.
В XII веке Юток Юнтен Гонпо воплотился вновь. Он с детства знал, что проживет 72 года и потом покинет этот мир, также трансформировавшись. За этот период он провел обширные клинические исследования для подтверждения содержимого трактата " Джуд Ши", добавил разъяснения по диагностике пульса и мочи, а также написал книгу «Юток Ньинтик», в которой разъясняются различные тайны тибетской медицины, йоги, даются специальные медитации и практики для врачей, направленные на развитие их целительских способностей. Юток говорил, что занятия медициной и духовное развитие всегда должны идти параллельно: следует постоянно осознавать свой ум, действия, учиться управлять своими эмоциями, и только поняв себя, можно понять других и помочь им.
Способность помочь другим в Тибете определяется уровнем знаний и уровнем личностного роста врача. Так, хороший доктор, помимо знаний о Трех жизненных началах, физических составляющих тела, должен разбираться в фармакологии, приготовлении лекарств и психологии. Кроме того, он обязательно должен обладать благожелательностью, моральной ответственностью и способностью находить согласие с людьми.
Существует три типа тибетских докторов. Первый тип – это «особенный» доктор, который обладает даром ясновидения по отношению к уму своих пациентов. Второй тип – это квалифицированный врач, обладающий необходимыми познаниями в теории и практике тибетской медицины, а также имеющий значительный опыт и несущий моральную ответственность за пациентов. Третий тип доктора – это, так называемый, неквалифицированный врач. Неквалифицированными можно назвать врачей, практикующих тибетский массаж, или тех, кто не использует методы диагностики, особенно пульса и анализ мочи, а также не владеет основами фармакологии. Но при углублении своих познаний в тибетской медицине такие доктора могут стать хорошими терапевтами.
ОСНОВЫ ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ
Для того чтобы практиковать тибетский массаж, необходимо разобраться в фундаментальных принципах тибетской медицины.
На Востоке тело человека принято рассматривать как совокупность пяти элементов. Названия элементов в разных традициях могут меняться, но по сути везде их совокупность представляет некое целое, обТибетский массаж. Часть Iразованное системой неизменных пяти качеств. Это значит, что традиционно все органические и неорганические вещества рассматриваются как целое, сТибетский массаж. Часть Iостоящее из комбинации пяти элементов: Пространства, Воздуха, Огня, Воды и Земли. Согласно тибетской космологии стадиальность формирования эмбриона человека и нашей планеты в целом схожи. В космологии процесс Творения описывается так: сначала в Пустоте проявился элемент Воздуха; движение и трение этого элемента способствовали образованию тепла, или элемента Огня; взаимодействие Воздуха и Огня привело к образованию твердого элемента Земли; и в итоге благодаря взаимодействию этих трех элементов проявился своеобразный поток, то есть элемент Воды. В физиологии наблюдается следующая стадиальность зарождения и развития плода: функция элемента Воздуха способствует встрече мужского семени и женской яйцеклетки в " пустом" пространстве матки. С этого момента начинается развитие эмбриона. Благодаря встрече двух репродуктивных субстанций развивается тепло элемента Огня, твердость элемента Земли, и влажность элемента Воды. Таким образом, эмбрион формируется и развивается с помощью энергий пяти элементов.
ПЯТЬ ЭЛЕМЕНТОВ
Пространство (его второе название Эфир) – это " дом" для всех объектов во Вселенной; поле, из которого все проявляется и в которое все возвращается.
Воздух – это газообразное состояние материи, существование без формы. Воздух жизненно важен для всех живых существ; без него не возможно формирование тела: он присутствует в промежутке между клетками.
Огонь – это трансформация, которая превращает вещество из твердого в жидкое и газообразное, равно как и наоборот; форма без содержания. Огонь регулирует пищеварение, всасывание и усвоение в живых организмах, а также цветение, созревание и гниение растений. Огонь необходим для устранения застойных явлений.
Вода – это жидкое состояние материи, чей характерный атрибут – текучесть; содержание без стабильности. Вода – это жидкость, поддерживающая жизнь; охлаждающий элемент, который сохраняет электрический баланс, питает растения, животных и человека, сберегает окружающую среду.
Земля – это твердое состояние материи, ее главный признак – стабильность, неподвижность, плотность. Земля обеспечивает плотную почву для жизни, дает форму.
В свою очередь Воздух и Эфир формируют ум, Огонь – интеллект, Вода – память. А тело — это совокупность Земли и Воды (для силы и выносливости), Огня (для тепла и трансформации), Воздуха и Эфира (для движения).
Например, если мы хотим изменить что-то в себе, то нужно сначала создать ментальный план изменений (Эфир); затем «внедрить» его в тело, то есть заставить себя действовать согласно этому плану (Воздух); после «расплавить» привычные шаблоны восприятия и поведения на физиологическом уровне (Огонь); и в завершение закрепить претерпевшую изменения форму (Вода и Земля). До тех пор пока мы не осуществим сдвиги в более тяжелых элементах тела, ум, который легко перемещается в Воздухе и Эфире, не в состоянии удерживать нужные ему изменения. Мы можем с легкостью визуализировать перемены, но для их закрепления и претворения в жизнь необходимо задействовать тело.
Пять элементов представляют собой уровень тонких жизненных энергий, циркулирующих в теле. Они составляют сложную энергетическую систему, которая образует Три жизненных начала: ветер (Пространство и Ветер), желчь (Пространство и Огонь) и слизь (Вода, Земля и Пространство). Эти Три жизненных начала можно рассматривать как три вида энергии, или как три физиологических процесса. Каждое из Трех жизненных начал имеет несколько характеристик, функций и разные места обитания в теле. Это, в свою очередь, порождает еще пятнадцать различных видов энергий. Когда все пятнадцать уравновешены, можно говорить о хорошем состоянии здоровья; с нарушением этого равновесия возникают болезни и недуги.
ТРИ ЖИЗНЕННЫХ НАЧАЛА (НЬЕПЫ)
Ветер (лунг)
Ветер – охватывает физиологические и энергетические процессы, связанные с функциями нервной системы, а также с сердцем, ушами, кишечником, суставами и кожными покровами. Ветер обеспечивает движение, дыхание, функции органов чувств, равновесие между двумя другими ньепами и др. функции (более подробно об этой ньепе мы поговорим чуть позже).
Желчь, или огонь (три)
Желчь связана с глазами, печенью, желчным пузырем, тонким кишечником и функциями сердечно-сосудистой, эндокринной и секреторной систем. Она обеспечивает пищеварение и теплотворную функцию тела. Эта ньепа отвечает за усвоение и обмен питательных веществ.
Слизь, или вода-земля (бадкан)
Слизь отвечает за функционирование пищеварительной и лимфатической систем, в частности желудка, поджелудочной железы, мочевого пузыря и почек; а также за структурное взаимодействие и стабильность органов, обеспечивая целостность тела и его вес. Также обеспечивает увлажненность тела и его защиту от избыточного жара и иссушения. Таким образом, слизь умаляет жар желчи и замедляет перемещение ветра.
В идеале здоровье – это внутренний и внешний баланс. Внутренний баланс включает в себя гармонию 15 «подвидов» энергий, семи составляющих тела (химус, кровь, мышечная, жировая и костная ткани, костный мозг, репродуктивная жидкость) и трех субстанций выделения (пот, кал, моча). Внешний баланс – это эмоциональная уравновешенность (работа с привязанностью, гневом и неведением), погодные условия и смена сезонов, диета и поведение.
Также, говоря о гармоничном состоянии здоровья, учитывают три аспекта: физический, энергетический и ментальный. При диагностике очень важно понять, на каком из уровней происходит нарушение, для того чтобы выстроить эффективное лечение.
Уравновешенность на физическом уровне подразумевает баланс основных пяти элементов (Пространство, Ветер, Вода, Земля, Огонь). Энергетический аспект связан с Тремя жизненными началами и пятнадцатью видами энергий. Ментальный аспект подразумевает тхарму (осознание сокровенного смысла жизни и своего предназначения), благосостояние и счастье. Под благосостоянием подразумевают также и богатство ума; счастье – это истинная цель нашей жизни; тхарма – это способы достижения благосостояния и счастья. Благодаря тхарме можно поддерживать благосостояние и счастье ума. Когда при лечении происходит работа только с физическим телом, то воздействие идет сначала на энергию, потом на ум. Если работать с умом, то воздействие идет на энергию и только потом на физическое тело. Самое важное для здоровья — это равновесие энергий. Воздействуя на энергетический аспект, автоматически запускается работа на физическом и ментальном уровнях.
Продолжение следует: см. Тибетский массаж. Ч. II
Материал предоставлен INBI World – международной системой клубов и партнерских организаций, представляющей спортивно-оздоровительные программы и исследовательские проекты:http://www.inbiworld.com/about_inbi.php?newlang=_ru
http://www.dp.ru/Default2.aspx?ArticleID=076596b4-a91d-4d67-8502-7bc670d2840e&ref=rss


Источник: http://anomalia.kulichki.ru/news17/039.htm
  • 0
  • 2951

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.