Сафари на мамонта, плод богатой фантазии художников.



В Кизильском районе на стоянке человека каменного века обнаружены кости доисторического животного.

Обрывок шкуры мамонта вокруг могучей талии, под мышкой каменный топор, а в руке копье..." — эти слова из популярной когда-то песни Михаила Боярского как нельзя лучше характеризуют представление современного человека о его далеких предках. Большинство наших знаний об эпохе палеолита почерпнуто из школьных плакатов, на которых неандертальцы закидывают примитивными копьями и булыжниками разъяренных слоноподобных зверюг. Но подобные картинки — не более чем плод богатой фантазии художников. Следы охоты наших пращуров на мамонтов и других доисторических животных очень немногочисленны и носят, как сказали бы милицейские следователи, косвенный характер.

С копьем наперевес

Хранитель фондов «Музея природы и человека» на территории музея-заповедника «Аркаим» Наталья Татаринцева полушутя-полусерьезно говорит об этом так:

— Конечно, нам бы очень хотелось найти кость мамонта с торчащей в ней каменной стрелой и тем самым снять все вопросы о способах охоты древнего человека. Но с тех пор прошли десятки тысяч лет, и на такие сенсационные находки, увы, рассчитывать не приходится.

Тем не менее, значимые научные открытия в этой области все же случаются. Одно из них произошло буквально на днях в Кизильском районе. Наталья Татаринцева вместе с заместителем директора знаменитого заповедника Александром Кисленко поехала проведать стоянку человека каменного века у поселка Богдановка. Она известна с начала 90-х годов, нанесена на все специализированные карты и довольно неплохо изучена. Но постоянно сползающий в реку Урал грунт нет-нет да и подкинет археологам и палеонтологам новую пищу для исследований.

— Под Богдановкой мы бывали не раз, — рассказывает Наталья Спартаковна, — но раньше подробному осмотру стоянки мешали трава, листья. А нынче трава уже пожухла, а снег еще не выпал, вся территория была как на ладони. И почти сразу в осевшем слое прибрежного грунта мы заметили фрагменты крупных костей. Собрали, привезли в музей. Конечно, свое слово должны сказать специалисты по палеонтологии, но уже сейчас ясно, что перед нами части берцовой кости крупного мамонта.

Сенсационность находки, разумеется, не в самом факте обнаружения гигантских окаменевших останков. По данным историков, в наших краях еще 50-100 тысяч лет назад мамонты бродили чуть ли не стадами. Но до сих пор скелеты этих мохнатых исполинов и известные ученым стоянки людей каменного века существовали как бы безотносительно друг к другу. И рассуждать о зависимости быта наших прапрапрадедов от подобного опасного охотничьего промысла можно было лишь умозрительно. А тут под культурным слоем в два-три метра мирно сосуществуют кости мамонта по соседству с каменными орудиями, предназначенными именно для обработки шкур. В частности, со скребком, сработанным древним мастером из кремниевидной породы.

За ножом — за 200 км

Пока сотрудники «Аркаима» с осторожностью говорят о сделанной ими находке. И слово «сенсация» то ли из скромности, то ли из своеобразного научного суеверия стараются не употреблять. Но если эксперты в течение ближайших месяцев подтвердят предположения аркаимовцев, то можно будет с уверенностью утверждать: еще три десятка тысяч лет назад наши пращуры гонялись по южноуральским степям за последними представителями отряда местных слоноподобных. И умели не только готовить из их мяса всякие вкусности, но были в состоянии «пускать в производство» грубые и толстые шкуры мамонтов.

А для этих целей у древних мастеров существовал целый арсенал каменных инструментов. Он достаточно полно представлен в том же «Музее природы и человека». Скребки и каменные ножи, наконечники для стрел и заготовки для кремниевых топоров… У Александра Михайловича Кисленко в запасниках таких изделий десятки. Все они найдены в окрестностях прославленного протогорода. Но ученые «Аркаима» пошли дальше. Нынче они сами освоили приемы, с помощью которых умелец эпохи палеолита превращал бесформенный булыжник в клиновидное лезвие примитивного топора.

Кстати, минувшим летом челябинские археологи под руководством известного ученого-историка Александра Таирова в районе поселка Бреды открыли целое месторождение подходящего для этих целей камня. Установлено, что именно отсюда яшмовидное сырье расходилось по многочисленным первобытным стоянкам Южного Урала. Древние каменоломни занимают площадь в два с лишним гектара. Ученые утверждают, что доисторические люди за здешней яшмой приходили аж за двести километров!

Геннадий ГРИГОРЬЕВ
www.chrab.chel.su/archive/05-11-05/1/A124254.DOC.html
Газета Челябинский Рабочий
  • 0
  • 5167

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.