Праническая подзарядка

Глава из отличной книги «Пранаяма» — Путь к тайнам йоги Андрэ ван Лисбет –(первое русское издание 2000 г.)

Цель пранаямы — увеличить поглощение праны, накопить ее в особых центрах и впоследствии распределить по всему телу. В этой главе мы узнаем, как по собственному желанию можно полностью или частично обогащать праной наше тело. Предлагаемое в связи с этим упражнение особенно интересно из-за легкости освоения, эффективности и безопасности выполнения.



Ученик принимает положение, удобное для выполнения пранаямы. Какую бы он ни выбрал позу, перед началом упражнения он должен убедиться, что у него абсолютно прямой, вытянутый как струна позвоночник.

Вдох (пурака): фаза поглощения праны

Во время вдоха, который должен быть медленным, размеренным и полным, ученику следует сконцентрироваться на проникновении воздуха в легкие. Чтобы облегчить задачу: концентрации внимания, он может смотреть на кончик носа; ему немного придется скосить глаза, но здесь надо не переусердствовать, — не из-за угрозы косоглазия, а чтобы не перенапрячь глазные мышцы. Глаза должны быть почти ^ закрыты, — в этом случае намного легче выполнять фиксацию взгляда. Однако это нельзя считать настоятельной необходимостью, — просто так легче сконцентрироваться. Ученик должен представлять, как он поглощает прану через ноздри в виде чистой энергии. В качестве другого подспорья для < концентрации он может представлять, что прана входит в его нос как поток желтого или синего света. Но не путайте мысленный образ с иллюзией.
Мысленное представление действительно помогает связывать прану, это доказывают тысячелетия йогической практики. Пранаяма-одновременно психический и физический процес. С момента рождения наши тела поглощают праническую энергию из воздуха без наших сознательных усилий и знания, но невозможно бессознательно практиковать пранаяму. Выдающееся открытие йогов состоит в том, что сознание влияет на процесс поглощения и связывания праны и, соответственно, на способы ее циркуляции в теле. Однако, этот процесс невозможен без концентрации внимания, а самым эффективным элементов концентрации являются мантры. С этой точки зрения идеально походит мантра «ОМ».
Йог, представляя, что он впитывает светящуюся энергию через ноздри, в действительности увеличивает количество праны в своем теле. Я не знаю, проводились ли в этой области научные исследования, но это и не так важно. Главное — чтобы мы могли добиться намеченных результатов. Йоги, которые при помощи техник пранаямы останавливают удары своего сердца, особо не переживают по поводу отсутствия оборудования для научного подтверждения этого факта. Они практикуют пранаяму и извлекают из нее пользу на протяжении тысячелетий без электрокардиограммы, которая нужна ученому для подтверждения факта остановки сердца.

Задержка дыхания (Кумбхака): фаза накопления праны

В конце медленного осознанного вдоха, который сопровождается связыванием праны на уровне ноздрей, ученик мягко задерживает дыхание в легких при помрщи Джаланд-хара-Бандхи (см. раздел 22). В то же время он концентрирует свое внимание на подложечной ямке; он даже может на нее смотреть, поскольку его взгляд не обязательно фиксируется на кончике носа.
Во время всей фазы задержки дыхания с наполненными
воздухом легкими ученик удерживает внимание на этой области и. если может, представляет, что посылает в эту область свет и энергию. Если у него ничего не получается, не страшно; самое главное — «самоутлубиться», сконцентрировавшись на определенной точке между грудиной и пупком. После фазы задержки дыхания (продолжительность которой мы не можем точно указать, так как она зависит от человека и степени его подготовленности) он прежде всего ощутит пульсацию, а затем и отклик мышц брюшного пресса, особенно больших прямых мышц. Этот отклик проявится в виде ритмичных сокращений мышц, интенсивность которых по мере продолжения фазы задержки дыхания возрастает;
Кумбхака должна сопровождаться Мула-Бандхой (сокращением анального и промежностного сфинктеров). Вскоре эти сокращения перерастут в вибрации в нижней части живота. Во время всей фазы задержки дыхания ученик концентрирует внимание на этой области и представляет, как накапливает там энергию. Если у него возникнет ощущение дискомфорта при выполнении задержки дыхания, он должен немедленно переходить к фазе выдоха.

Выдох (речака): фаза распределения

В этой фазе ученик сознательно направляет поток праны к выбранной области или распространяет ее по всему телу. Отсюда следует, что выдох должен быть продолжительным, управляемым и полным, но если фаза задержки дыхания слишком затянулась, то такой выдох сделать не удастся. Если выдох остается управляемым, то есть остается медленным и размеренным, значит, ученик выполнил задержку дыхания в пределах своих возможностей. Пока воздух медленно выходит через ноздри (но никогда- через рот), ученик представляет. как поток праны распространяется по всему телу, начиная с области между грудиной и пупком. На фазе выдоха могут продолжаться ритмичные сокращения мышц живота.
Если ученик по какой-то причине хочет стимулировать определенную конечность или орган, он может направить поток праны к этой части тела, концентрируя на ней внимание и представляя, что там разливается тепло.
Предположим, у него растяжение лодыжки: тогда он может направить поток праны в эту область и через несколько минут ощутить там тепло. Интенсивность ощущения зависит от степени ментальной концентрации.
Повторение

Мы описали один цикл пранаямы. Его надо повторять несколько раз, а все упражнение должно продолжаться несколько минут. В случае появления усталости упражнение можно прервать и выполнить несколько обычных циклов дыхания, но очень важно продолжать концентрировать внимание на дыхательном процессе даже во время таких прерываний.

Противопоказания

Для этого упражнения нет противопоказаний, поскольку невозможно перегрузить органы праной, — ведь она только способствует улучшению здоровья.
Проиллюстрирую это на примере одной женщины, практикующей йогу, которая получила травмы позвоночника и почки во время автомобильной катастро(})ы. Лежа на больничной койке, она несколько раз в день практиковала десятиминутные дыхательнь*е циклы, во время которых заряжалась праной. К огромному удивлению ее лечащего врача, она невероятно быстро выздоровела и впоследствии не страдала никакими осложнениями, которые, как правило, типичны для жертв подобных аварий.

Психологические эффекты

Чтобы практиковать эту пранаяму, вовсе не обязательно исповедовать праническую теорию. Я уже упоминал о психическом аспекте пранаямы, и в этом отношении упражнение, которое описано выше. находится на пограничной линии между физическим и Психическим аспектами. Его выполнение приносит огромную пользу практикующему, поскольку сознание полностью на нем концентрируется и остальная ментальная деятельность практически прекращается. Это оказывает благоприятное воздействие на глубинные слои нашего сознания. Мы начинаем осознавать свое тело, чего практически невозможно добиться другими средствами. Тело полностью подчиняется сознанию, физические и ментальные уровни гармонично интегрируются.
Пранаяма составляет суть хатха-йоги, способствуя «одухотворению» тела. Это начало медитации. Регулярно практикуя это пранаяму всего несколько минут в день, ученик входит в состояние, от которого совсем недалеко до глубинной медитации. Сама не подразумевает выполнение чего-то, но, наоборот, позволяет происходить тому, что происходит. Это состояние, а не последовательность ментальных действий. Не случайно в Аштанга-Иоге Патанджали пранаяма стоит между асанами и сугубо психическими фазами концентрации, которые ведут к достижению Самадхи, — высшей интеграции.
Примечание. Подзаражяться праной можно также лежа в постели или приняв Шавасану (позу трупа).
  • +4
  • 3381

8 комментариев

avatar
  • TallUki
  • 0
avatar
  • ozz
  • 0
Эти техники выросли из пранаямы мне кажется.
При этом кто принес эти техники в индию вопрос. Потом как различать славян и ариев и т.д.
avatar
  • TallUki
  • 0
Конечно, согласен, все техники для тела и души идут с Востока :)
Но у нас есть отличные техники славянских авторов, нашим людям понятнее будет
avatar
  • ostrov
  • 0
Ну есть версия что там не было активной християнизации и они там просто остались. Кроме того например в Китае археологи однозначно говорят откуда пришла махаяна например т.д… С территории Казахстана (Казак стан).
avatar
  • TallUki
  • 0
да, христианизация это убийца прогресса… опиум… там где нету навязывания религи, есть прогресс… Япония, Китай, Корея… всё это языческие страны!
avatar
  • Anatoly
  • -1
Статья сама по себе очень хорошая, но для новичка эта техника не такая уж и простая, а тем более-для новичка, который до этого не был знаком с Пранаямой.
А вот с тем, что техника Пранаямы не имеет противопоказаний, очень даже не согласен! Если новичок начнёт выполнять самое простое полное дыхание в течение минут 20 без перерыва, то ун безвозвратно уйдёт в небытие. Максимальное к-во дыханий в первую неделю занятий не должно превышать 7 и только по одному можно прибавлять с каждой следующей неделей. Но есть и такие упражнения Пранаямы, которые в любом случае не должны превышать 3 дыханий.
Что до Стрельниковой и Бутейко, то это или абсолютно безграмотные или и того хуже.
Более разумно в СССР к этому вопросу подошёл Динейка
avatar
  • ostrov
  • 0
Вообще люди живучие, 20 полных мне кажется не будет достаточно для небытия.

В технике нет никаких особенностей по идее, ну может мне надо было ее своими словами переписать.

Вопрос только в концентрации внимания.

Но добиться реального тепла в солнечном сплетении было не просто.

Про безопасности речь идет не о пранояме, а именно об этой технике. Хотя я тоже тут не очень согласен. Перенасыщение энергией выливается тоже всякими эффектами. Хотя при этом упражнении мне они не встретились.
avatar
  • Anatoly
  • 0
Нет не 20 дыханий, а 20 минут полного дыхания и -в полную Нирвану:) Но это только для новичка, когда он ещё не в состоянии контролировать свою энергию и состояние.
Вот почему Йога и рекомендует не приступать к Пранаяме раньше одного года занятий Хатха, когда выработается способность контролировать несколько процессов одновременно. Не все люди способны держать под контролем даже два события, например, говорить по телефону и контролировать время своей болтовни, а в Пранаяме нужно держать под контролем одновременно до 7 процессов. Вот в этом и сложность.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.