Об искусстве бездействия

Люди недооценивают важность бездействия. Им кажется, что всегда надо что-то делать. Но это и является причиной проблем у людей – они совершают действия, которые приносят вред.

Люди привыкли реагировать действиями на все что угодно. Любая мысль пришла – они действуют, любая эмоция – они действуют, любое желание – они действуют. Игнорируя то, какие последствия их действия приносят. Они просто привыкли реагировать на те или иные явления тем или иным образом, не задумываясь, насколько их реакции адекватны.

Поэтому людям необходимо учиться бездействию. Именно бездействию, а не другим действиям. Потому что, если вы идете налево, и одновременно пытаетесь идти направо, вы замрете на месте в нерешительности. Вам надо сначала перестать идти налево, и только потом вы сможете идти направо.

Как работает бездействие? Вы садитесь в любую удобную для вас позу и просто сидите в ней. Что бы ни происходило внутри вас или снаружи вас, вы продолжаете сидеть. Таким образом, вы разрываете связь между событиями и действиями, которые вы привыкли в ответ на эти события совершать.

Например, когда вы ощущаете гнев, у вас может быть привычная реакция – ругаться. Эта реакция в большинстве случаев только усугубляет ваши конфликты. Если же, когда у вас возникает гнев, вы ничего не делаете, то у вас появляется возможность рассмотреть этот гнев. А когда вы рассматриваете гнев, он начинает исчезать. И вам становится не обязательно начинать ругаться. У вас появляется возможность понаблюдать за ситуацией, подумать и решить – ругаться или нет.

То есть, с помощью бездействия вы уничтожаете свои привычные реакции. Вы разрываете сложившиеся у вас связи между событиями и вашими действиями. У вас появляется возможность действовать по-другому или не действовать вовсе.

На мой взгляд, большинство духовных учений, вроде йоги, ставят своей целью научиться перестать одинаково реагировать на события. Различные асаны (позы тела) и диеты нужны лишь для того, чтобы вам было проще сидеть и ни на что не реагировать. Изначально «асана» означала всего лишь позу тела, в которой удобно и комфортно бездействовать, безучастно воспринимать все, что происходит. То есть, речь идет просто о том, чтобы найти позу тела, в которой вам удобнее бездействовать.

Вообще, получается так, что человеку приходится специально учиться искусству бездействия. Мы не привыкли бездействовать. Бездействовать для нас неудобно, некомфортно. Необходимо создавать условия, чтобы бездействовать вам было удобнее всего, чтобы вы не прекратили через полминуты. Поэтому, если вам трудно бездействовать, измените условия, например, позу тела, или перейдите в другое место, или закройте глаза. Хотя, в конечно счете, необходимо научиться бездействовать в любых условиях.

И главное – помните, что ни одно из ваших действий не является обязательным. Вы их совершаете, потому что привыкли совершать. Но вы можете перестать их совершать, и тогда вы получите возможность делать что-либо другое.

© Дмитрий Лейкин (http://dmitry-leykin.ru)

ИНЬ-ЯН (МУЖСКОЕ И ЖЕНСКОЕ) В ЖИЗНИ

  • написал: ozz
  • 27408

Нижесказанное — краткие заметки на тему, важные для понимания некоторых аспектов нашей жизни.

Все, или многие слышали про эти термины из китайской, а точнее даосско-конфуцианской философии.
Однако не все понимают истиный смысл и важность понимания этих принципов для нашей жизни. А ведь они — не абстракция, а очень даже прикладные понятия, которым, к сожалению не учат в наших системах безобразивания.

Читать дальше →

Детализированное исследование тела

В техниках наблюдения за телом часто упускается тот факт, что, с одной стороны, тело – большое, а объем, который может за один раз рассмотреть внимание – маленький. Таким образом, возникает ошибочное выполнение техники – либо безрезультатные попытки рассмотреть его целиком, либо наблюдение лишь некоторых точек или областей тела, упуская все остальные.

Конечно, в первую очередь стоит рассматривать те части тела, в которых есть какие-либо ощущения, но этого часто оказывается недостаточно. Потому что наша чувствительность на текущий момент времени ограничена, и мы ощущаем далеко не все, что имеет значение, поэтому также многое упускается.

Поэтому единственный работающий вариант – это разбить тело на части и обратить внимание на каждую из частей. Только в этом случае, с одной стороны, ни одна из частей тела не будет упущена, а с другой стороны, тело будет рассмотрено достаточно детально.

Как разбивать тело? Это можно делать по-разному, главное, чтобы все части в сумме составляли все тело, а сами были достаточно мелкими. Например, можно разбить тело на элементарные руки-ноги-голова-шея-туловище-таз, а потом разделить каждую часть на еще несколько частей и так далее. Можно просто разбить тело на части одинакового размера. Можно использовать известные вам части тела из анатомии. Вариантов много.

Вообще, это чем-то напоминает вот что. Когда вы одеваете рубашку и штаны, вы засовываете руки в рукава, а ноги – в штанины. А тут вы практически точно так же «засовываете» внимание в руки, ноги и другие части тела. По ощущениям – очень похоже.

В общем, чтобы достичь полного эффекта от наблюдения за своим телом, необходимо рассматривать его по частям. Только тогда улучшение процессов в вашем теле (а значит – в вашей жизни) будет происходит максимально быстро.

© Дмитрий Лейкин (http://dmitry-leykin.ru)

Перестаньте игнорировать реальность

Причина всех проблем у людей – в том, что они обращают внимание только на некоторые части реальности, игнорируя все остальное.

Сейчас я объясню, что это значит.

Реальность состоит из множества объектов. Эти объекты постоянно меняются. Есть объекты во внутреннем мире (мысли, ощущения, эмоции и так далее), есть объекты во внешнем мире (другие люди, деревья, машины и так далее) – но всё это части реальности.

И всё дело в том, что многие люди почти всю жизнь обращают внимание на несколько одни и те же (или по крайней мере похожие) объекты – а все остальные игнорируют.

Приведу пример. Представьте себе человека, которые все время читает что-то со своего мобильного телефона. Всё время только этим и занят. Он, вероятно, знает многое из того, что можно прочесть через телефон. Но он игнорирует все остальное, что существует в реальности.

Примерно то же самое происходит и с нами. Если мы оглянемся на свою жизнь, то увидим, что наше внимание многие дни, месяцы, годы обращается на одни и те же категории объектов – и никогда не смотрит на все остальное. Это может быть не экран мобильного телефона (хотя на сегодняшний день это очень популярный способ фиксации внимания) – но набор объектов, которые мы привыкли удостаивать вниманием, не так уж и велик. А все остальное мы игнорируем.

То есть, получается, что мы почти всегда игнорируем большую часть жизни. Мы сужаем нашу жизнь то небольшого количества похожих друг на друга объектов. Вряд ли такую жизнь можно назвать полноценной.

В каждый момент времени вокруг и внутри нас присутствует практически бесконечное количество объектов. Но мы всегда смотрим на одни и те же объекты, или по крайней мере в одни и те же области пространства (где обычно находятся привычные нам объекты). Мы привыкли смотреть в одни и те же места.

И что же делать?

Ответ очевиден – надо научиться смотреть туда, куда мы обычно не смотрим. Обращать внимание на те объекты, на которые мы обычно внимания не обращаем. Задавать себе вопросы: «На что из того что происходит, я не обращаю внимания? Что я игнорирую?». Давать себе ответы и обращать внимание на эти игнорируемые объекты.

Самое смешное – чтобы обратить внимание на новые объекты вам не надо никуда ходить. Прямо здесь и сейчас находится бесконечное количество объектов, на которые вы никогда не обращали внимания. Прямо сейчас вы, вероятно, смотрите на монитор. А что находится вокруг него? А что находится за вами? Вокруг вас? Внутри вас? Какие еще объекты присутствуют в реальности здесь и сейчас?

Научившись обращать внимание на то, что вы прежде игнорировали, вы поразитесь – как много вы не замечали! Вы всю жизнь или значительную часть жизни видели одно и то же. И даже не задумывались о том, что совсем рядом есть много чего еще. И вы можете замечать всё это. Вы можете замечать всё, что происходит.

А человеку, который старается замечать всё, что происходит, постоянно интересно. Человек, который старается замечать всё, что происходит, постоянно находит новые возможности и добивается большего успеха. Человеку, который старается замечать всё, что происходит, постоянно счастлив.

Поэтому – поймите, как много вы игнорируете и начните обращать внимание на то, на что вы его обычно не обращаете.

Реальность поразит вас.

© Дмитрий Лейкин (http://dmitry-leykin.ru)

Снежный человек



Случилось это в ту зиму, когда нас пугали голодной осенью. Не для нас голодной, а для медведей. Видимо всю красную рыбу подъели генералы, приезжавшие с проверками, вот зверьки и оголодали и зимой шарахались по окресностям. В такое вот неспокойное время опять пришлось караулить ворота на площадке. Погода в ту ночь стояла распрекрасная. Я как раз возвращался из главного здания в караулку и прекрасно это разглядел. Зима, легкий морозец, абсолютная тишина. И какая то непонятка со светом: Луны за облаками не видно вообще, но тем не менее было довольно светло для ночи, свет как бы отражался от невидимого источника и равномерно освещал камчатскую лепоту.

Кажется, дежурный в ту ночь приехал довольно рано, «проверил меня» и так же быстро уехал. Спать мне не хотелось, наверное, я читал, пока не услыхал жуткий вой. Ну кто выл я, конечно, знал, приблудился к нам «пограничный пес Толстый»… Некоторые звали его Паштет, но не в этом суть. Так вот, посреди прекрасной ночи и абсолютной тишины раздается протяжный леденящий вой.

Первым делом я выключил свет внутри и начал озирать окрестности из окна, ничего не заметил. Вой после паузы повторился. Делать нечего — пришлось принять единственно верное решение, которое во всех фильмах ужасов приводит к тому, к чему приводит — выйти наружу. Из оружия был один штык-нож. Один не в том смысле что одна штука, десять штык-ножей не изменили бы ситуацию. Больше ничего не было. И вряд ли он бы мне помог, впрочем я даже не знал чего ждать.

По третьему вою я понял, что идти надо за караулку, а стояла она как раз на краю склона и метрах в двадцати ниже шли, повторяюсь, три ряд колючей проволки, а высота была, не соврать бы метра три. То есть предполагаемый медведь там наверное остановился или хотя бы оставил следы. Опять же, нет там белых медведей.

Стоим мы со сторожевым псом, смотрим в одну сторону, он еще иногда подвывает. А я в паузах слышу как передо мной скрипит снег, как будто по нему кто-то идет и ничего не вижу, хотя светло!!! Как только я это понял, меня сдуло опять в караулку. Отсиделся. До сих пор ломаю голову, что это было или кто.

(фрагмент из моих «Армейских баек»)

Все одинаково важно

Во многих учениях постулируется, что все не важно, что важности не существует. Хотя это в какой-то степени и гармонизирует восприятие реальности, но такая позиция все-таки является жизнеотрицающей. Намного более удачная позиция — «Все одинаково важно». То есть все, без исключения, важно, все достойно внимания, все имеет значение, все полезно, все нужно, все надо иметь в виду. При этом — одинаково, то есть одно не важнее другого. Все важно.

© Дмитрий Лейкин (http://dmitry-leykin.ru)

Баланс внимания

Гармония жизни – это гармония внимания. Баланс жизни – это баланс внимания.

Сейчас поясню, что это значит.

Что такое внимание? Это что-то вроде фокуса восприятия (как в фотоаппарате). Это как луч, высвечивающий разные объекты из темноты. Каждый человек в каждый момент времени на что-то обращает внимание (если он, конечно, находится в сознании).

Внимание постоянно перемещается по пространству нашего восприятия. Постоянно скачает с объекта на объект. За счет того, что внимание постоянно перемещается, мы воспринимаем мир в целом, замечая каждый из его объектов.

Внимание – это основа нашего переживания жизни. Основа нашей психики. Основа того, что мы вообще воспринимаем реальность.

И на этом, самом глубоком уровне – уровне внимания – у человека могут возникать проблемы.

Суть этих проблем – дисбаланс внимания. То есть, когда внимание начинает обращаться не на все объекты, а на их узкую категорию. Или обращает внимание на какие-то объекты слишком много, а на другие – слишком мало.

Вариантов для дисбаланса внимания множество. Кто-то слишком много внимания обращает на мысли, кто-то на ощущения. Кто слишком много внимания обращает на внешний мир, кто-то – на внутренний. Кто-то слишком много внимания обращает на других людей, кто-то – на себя. Возникает дисбаланс.

И ошибка всех ограничивающих учений и мировоззрений заключается в том, что они утверждают, что какие-то объекты важнее для нашего внимания, чем другие. Что на одни объекты надо обращать внимание всегда, на другие – никогда. Причем, это даже работает – очень короткое время, при условии, если баланс был перекошен в противоположную сторону. Но, после того как баланс выровняется, он опять начинает нарушаться – в ту сторону, про которое говорит учение. И у человека опять возникают проблемы.

Разумеется, бывает, что внимание надо обратить на что-то одно. Например, когда мы работаем, наше внимание сосредоточено на работе. Но это имеет смысл лишь на какое-то время. После этого внимание должно быть обращено и на другие воспринимаемые явления.

Как я уже написал, в каждый момент времени внимание обращено на один объект – и это нормально, иначе просто не бывает. Вопрос лишь в том, что глобально, с течением времени, внимание должно быть равномерно обращено на каждое из явлений. Каждому явлению уделить примерно одинаковое время обращения внимания на него.

И что делать, если ваше внимание дисбалансировано? Оценить, на какие явления вы обращаете внимание чаще, на какие – реже или вообще никогда, и начать, соответственно, чаще обращать внимание на последние. Разумеется, не прекращая обращать внимание на первые совсем, чтобы снова не возник дисбаланс.

Потому что полноценная жизнь – это когда внимание обращается на каждое из доступных для него явлений, без всякого исключения. Любая другая жизнь – неполноценна.

© Дмитрий Лейкин (http://dmitry-leykin.ru)

Что такое познание

Познать можно только то, что есть. Нельзя познать то, чего нет. Это кажется банальностью, но я сейчас объясню, что из этого следует.

Обычно, когда человек говорит о познании, он предполагает, что речь о получении новой информации. О чем-то новом, о том, чего не было. Однако в том-то и дело, что это не так. Точнее, не совсем так. Эта информация является новой только для этого человека. Но она была еще до момента познания – иначе бы нечего было познавать!

Поясню на примере. Допустим, вы нашли на своей одежде грязное пятно, которое надо отмыть. Информация о том, что пятно существует – для вас новая информация. Но ведь пятно уже было! Если бы его не было – вы бы не смогли его обнаружить!

То есть, познание – это не приобретение «абсолютно новой» информации. Это обнаружение фактов, которые уже существуют – но вы их не замечали.

Это очень важно. Это значит, что вся информация УЖЕ ЕСТЬ, но вы ее просто еще не ЗАМЕТИЛИ!

То есть, способность к познанию – это не способность строить сложные мыслительные конструкции, а способность замечать всё больше ранее не замеченных фактов. Познание – это не результат мышления, а результат поиска в реальности того, что вы в ней еще не заметили.

При этом можно сказать, что в реальности всегда есть то, что мы в ней не заметили. Как бы много мы уже не узнали, всегда можно заметить еще что-то новое. А ведь, кроме того, в реальности все постоянно меняется – и эти изменения тоже можно заметить!

И не только можно, но и нужно. Поскольку, чем больше фактов мы заметили в реальности – тем больше у нас появляется возможностей. Возможностей сделать, возможностей изменить, возможностей просто наслаждаться жизнью.

А точнее говоря, сам процесс познания – и есть основа наслаждения жизнью. Потому что человек устроен так, что наслаждается жизнью только в момент познания. То есть в момент, когда он замечает что-то новое для себя.

Поэтому – учитесь познавать реальность. Учитесь замечать в ней то, что не замечали раньше. И помните – в реальности уже есть вся необходимая вам информация.

Просто вы ее еще не заметили.

© Дмитрий Лейкин (http://dmitry-leykin.ru)

О замедлении действий

Замедление своих движений и действий – техника, полезная со многих точек зрения. Сейчас объясню, почему.

Это связано с техникой бездействия, которую я описывал в другой своей статье. Когда мы не действуем и не двигаемся, наше внимание направляется в пространство внутри нашего тела, и таким образом мы повышаем контакт со своим внутренним миром. А когда мы повышаем контакт со своим внутренним миром – наш внутренний мир начинает улучшаться, проблемы в нем начинают решаться.

Однако, не всегда имеется возможность полностью не действовать и не двигаться. Кроме того, далеко не у всех сходу получится полностью перестать действовать. Для многих это очень трудно. Поэтому возможен компромисс – в виде замедления действий. Вы продолжаете что-то делать и как-то двигаться – но медленнее, чем обычно.

Казалось бы, от этого эффективность действий должна падать. Но на самом деле, как ни странно, все происходит наоборот – она растет. Почему? А все дело в том, что с понижением скорости увеличивается внимательность.

Когда мы двигаемся быстро – мы просто не успеваем отслеживать собственные движения. И, в результате, достаточно слабо их воспринимаем. А когда мы двигаемся медленно, мы можем рассмотреть свои движения и действия в мельчайших подробностях. Когда мы внимательны к своим действиям – они, естественно, становятся более эффективными.

Кроме того, когда мы действуем более медленно, мы совершаем меньше ошибок. Потому что мы успеваем заметить ошибку прежде, чем ее совершим.

Далее, как я уже написал, замедление движений – хороший переходный этап для полного прекращения движений, чтобы мы получили возможность как следует рассмотреть свой внутренний мир. Сходу прекратить движения трудно, а вот сначала их замедлить, а потом полностью прекратить – намного легче.

Есть еще и психосоматический аспект, который заключается в том, что когда вы двигаетесь медленно – намного сложнее беспокоиться, волноваться или паниковать. Любая паника – это всегда повышенная скорость движений. А пониженная скорость движений с паникой несовместима.

Можно заметить, например, что когда в кино показывают спокойных, уверенных в себе профессиональных людей – скорость их движений всегда немного понижена. Их действия точные, но не быстрые. И напротив, когда хотят показать паникующих, истерящих, суетливых людей – их движения нарочито ускорены, небрежны и неаккуратны. Вообще, то, что мы называем аккуратностью – заключается именно в замедлении движений тела.

Так что, замедлить движения тела – это еще и быстрый способ успокоиться.

Итого. Если вы не имеете возможности или навыка прекратить свои действия или вам все-таки надо что-то делать – просто замедлите свои движения, и ваша эффективность, спокойствие и удовольствие от жизни – повысятся. Замедление движений тела – это хороший способ улучшить свою жизнь и при этом продолжать совершать действия, причем даже эффективнее, чем раньше.

Или, если одним предложением, если не надо двигаться – не двигайтесь, а если надо – двигайтесь медленно.

© Дмитрий Лейкин (http://dmitry-leykin.ru)